Чола


Чола — тамильское государство на юге Индии, возникшее в III веке до н. э. в долине реки Кавери, и после падения империи Паллавов в конце IX века распространившее свою власть на весь Тамилнад и юго-восточную оконечность Деккана и просуществовавшее до 1279 года. В конце XIII века государство постепенно начало ослабевать и распадаться. На его окраинах бывшие вассальные княжества стали обретать независимость. Так возникли государства Хойсалов в Дорасамунды, Ядавов в Девагири, Какатьев в Варангала, на крайнем юге возродилось древнее государство Пандья. К концу XIII века Чолы владели лишь небольшой территорией в районе Танджавур[1]. Отдельные ветви царского дома Чола продолжали править мелкими княжествами на юге Индии вплоть до XVIII века (в районе Танджора). В годы расцвета государства столицей был город Танджавур.

Государство Чола придерживалась агрессивной внешней политики, пытаясь подчинить себе Цейлон и Мальдивские острова. В сферу экономических и военных интересов Чола входили также государства Малайского архипелага.

Правление Чола в X—XII веках ознаменовалось небывалым расцветом тамильской литературы и строительством крупных храмовых сооружений, которые внесены в число памятников Всемирного наследия как «великие храмы империи Чола». Влияние культуры Чола прослеживается далеко за пределами Индии, так, например, в яванских храмовых комплексах Борободур и Прамбанан.

Чола также упоминаются как Чода. Существует очень мало информации относительно их происхождения. О древней истории государства можно узнать из древней тамильской литературы и надписей. Чола были упомянуты в указах Ашоки в III веке до нашей эры как одна из соседних стран, существующих на юге от империи Маурьев[2].

Распространено мнение, что Чола, как и Чера и Пандья, — название правящей семьи или клана с незапамятных времён. Аннотатор Паримелазхагар сказал: «Милосердие людей из древних родов (например, Чол в Пандеях и Черас) всегда щедро, несмотря на их уменьшение средств». Другие имена, используемые в Чолах: Килли (கிள்ளி), Валаван (வளவன்) и Сембиян (செம்பியன்). Килли, возможно, происходит от тамильского Киль (கிள்) означает рыть или прилипнет, и передаёт идею землекопа или работника земли. Это слово часто составляет неотъемлемую часть ранних имён правителей Чола, таких как Недунциллы, Наланкиллы. Но в более поздние времена практически выходят из употребления. Валаван, скорее всего, связан с «Валамом» (வளம்) — плодородием и означает владельца или правителя плодородной страны. Обычно под Сембианом подразумевается потомок Шиби — легендарного героя, который жертвует собой ради спасения голубя от погони соколов в ранних легендах Чола и образует тему Сиби-джатаки среди историй о джатаках в буддизме[3].