Чрезвычайное положение


Чрезвыча́йное положе́ние, или ЧП — особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, вводимый в стране или отдельных её районах для защиты от внешней или внутренней угрозы, поддержания общественного порядка. Режим чрезвычайного положения предполагает ограничение прав и свобод граждан, юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Прообраз режима чрезвычайного положения усматривают в институте justitium, характерного для римского права. Со времён гражданских войн в Древнем Риме (133—30 до н. э.) принималось специальное постановление сената (senatus consultum ultimum), наделявшее магистратов чрезвычайными полномочиями. Оно принималось при возникновении внешней или внутренней опасности для существования республики и предоставляло установленным должностным лицам чрезвычайные полномочия, а в крайних случаях всем гражданам для «спасения государства». По мнению Джорджо Агамбена, юстициум «означал приостановление не только действий судебных властей, но и права как такового»[1].

В эпоху Великой французской революции и Наполеоновских войн возникает и утверждается институт осадного положения (état de siège): декрет Учредительного собрания от 8 июля 1791; закон Директории от 27 августа 1797 года; декрет Наполеона I от 24 декабря 1811 года). Конституция VIII года (1799—1802) предусматривала временное приостановление действия этого основного закона. Статья 14 Хартии 1814 года наделяла суверена правом «издавать уставы и необходимые распоряжения ради исполнения законов и безопасности государства»[2]. Осадное положение прямо было предусмотрено в Дополнительных актах (Acte additionnel) к Конституции 1815 года. После этого понятие прошло вошло во французское законодательство и неоднократно применялось в стране, в частности, в период конституционных кризисов (например, осадное положение было введено 24 июля 1848 года после Февральской революции 1848 года). Для этого французского института и перенявшего его других правовых систем характерно то, что осадное положение, в отличие от германской правовой традиции, вводилось решением законодательной власти[3].

Положение усиленной (чрезвычайной) охраны было законодательно установлено в 1881, вскоре после убийства Александра II, в качестве временной меры, но сразу же превратилось в постоянную: возобновляясь особым постановлением каждый год, исключительное в ряде регионов (прежде всего, в столицах) действовало непрерывно с 1881 года до Февральской революции.