Чухновский, Борис Григорьевич


Бори́с Григо́рьевич Чухно́вский (28 марта (9 апреля) 1898Санкт-Петербург — 30 сентября 1975Москва) — советский авиатор, один из первых полярных лётчиков. Полковник.

Родился в Санкт-Петербурге в семье лесовода дворянского происхождения. Когда ему было 4 года, семья переехала в Гатчину, где лично познакомились с А. И. Куприным[1]. В 1910 году в Гатчине был построен аэродром, возникла первая в России воздухоплавательная школа и он сразу увлёкся авиацией. Окончив Гатчинское реальное училище, в марте 1917 года по настоянию отца он поступил в Морской кадетский корпус, откуда уже через несколько недель отправился в Гутуевскую школу морских летчиков. Обучение в школе проходило в 2 этапа: сначала теоретические авиационные курсы при Петроградском политехническом институте, потом непосредственно лётная подготовка. Окончил школу в том же 1917 году, получил чин мичмана и начал службу во флоте.

С 1918 года участвовал в Гражданской войне на стороне красных, сначала разведкой оказывая помощь кораблям и судам Балтийского флота во время Ледового похода, затем в составе воздушной бригады Волжско-Каспийской военной флотилии и в боях против Врангеля. В 1920 году командовал авиацией Крымской республики[2].

В 1922 году вернулся в Петроград, был назначен командиром отдельного авиаотряда и поступил в Военно-морскую академию.

Первый полёт в Арктику (на Новую Землю) совершил в 1924 году на гидросамолете Ю-20 в составе Карской гидрографической экспедиции. Совершил 12 полетов над Новой Землей и налетал 30 часов, выполняя съёмки архипелага и изучая ледовые условия в проливе Маточкин Шар. В экспедиции 1925 года летал в районе Новой Земли и пролива Маточкин Шар.

Далее служил в Севастополе, откуда в 1928 году был вызван в качестве начальника авиационной части экспедиции по спасению экипажа потерпевшего катастрофу в Арктике дирижабля «Италия». Самолёт экипажа Б. Чухновского «Юнкерс» ЮГ-1 был погружен на ледокол «Красин». 10 июля достиг лагеря Нобиле и сбросил на льдину припасы. Совершая разведывательный полёт 11 июля, Чухновский обнаружил двух итальянцев — Мариано и Цаппи, которые за месяц до того вместе с Ф. Мальмгреном покинули лагерь и пытались добраться до Шпицбергена самостоятельно. На обратном пути самолёт совершил вынужденную посадку на льдину и повредил шасси[3]. Чухновский в радиограмме настоял, чтобы «Красин» в первую очередь шёл на спасение итальянцев, и экипажу самолёта пришлось провести на льду более пяти суток. «Красин» подобрал авиаторов 16 июля[4].