Красин (ледокол, 1916)


Кра́син (до 1927 года — Святого́р) — арктический ледокол русского и советского флотов, с 1980-х годов — судно-музей, построенный на верфи W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в городе Ньюкасл-апон-Тайне в Великобритании в 1916—1917 годах. В 1927 году был переименован в честь советского политического деятеля Леонида Красина (1870—1926).

Установлен на вечную стоянку на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге, как корабль-музей. Открыт для посещения с экскурсиями.

В 1915 году Совет министров принял программу строительства ледокольного флота. В 1915 Морское министерство начало переговоры в Англии о строительстве и заказало ледокол «Святогор»[2].

Судно для русского флота по усовершенствованному[2] проекту макаровского «Ермака». Отличался от «Ермака» большей мощностью — 10 тыс. л. с. (первоначально у «Ермака» было 4 паровые машины и он был несколько мощнее «Святогора», но одну из машин демонтировали в первый же год эксплуатации, уменьшив общую мощность ледокола)[2][3]. В отличие от «Ермака», на «Святогоре» отсутствовал кормовой вырез для буксировки вплотную или работы в паре с другим ледоколом, ширина ледового пояса была меньше на 1,5 м, меньший чем у «Ермака» подъём наклонной части форштевня над ватерлинией[6]. Под строительным номером A/W 904[5], судно было заложено 8 января[2] 1916 года на стапелях английской фирмы W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в Ньюкасле, спущено на воду 3 августа[2] 1916 года, достраивалось в Мидлсборо. В сборке судна принимал участие Евгений Замятин[5].

В сентябре 1916 года была сформирована команда. 1 октября 1916 года ледокол был включён в список судов ВМФ Российской Империи под именем «Святогор». В феврале 1917 закончено строительство[5]. В марте 1917 года проходили приёмные испытания. 3 марта 1917 года судно вышло в море, но, пройдя 15 миль, вернулось в порт. Капитан «Святогора», К. К. Неупокоев, рапортовал, что судно не слушалось руля, отклоняясь от курса на 40 градусов в обе стороны. Устранение проблем заняло 2 недели и последовавшее испытание прошло уже нормально. 31 марта 1917 года на «Святогоре» был поднят Андреевский флаг. До 15 сентября 1917 года проводилось устранение недоработок[2].

По данным Рудольфа Самойловича, ледокол при среднем расходе угля около 100 тонн в день и полной загрузке углём имел автономность по топливу около одного месяца. Конструкция британских паровых котлов была рассчитана на использование высококачественного кардиффского угля, что впоследствии затрудняло бункеровку в высоких широтах[2]. Советский кузнецкий уголь не позволял развить полную мощность. Уголь месторождений Шпицбергена, широко распространённый в Норвегии, для ледокола вообще не подходил, так как давал длинное пламя, неприемлемое для котлов такого типа.[7]