Чхондогё


Чхондогё (кор. 천도교?, 天道敎?), или чхондоизм, — национальное религиозное движение Кореи, возникшее в XX веке в качестве преемника движения тонхак XIX века[1]. С корейского языка чхон-до переводится как «небесный путь», где чхон — небо, а до — путь.

Вобрало в себя элементы буддизма, конфуцианства, христианства и даосизма, впоследствии возникло множество различных сект и религиозных течений на основе чхондогё. Число приверженцев в начале XXI века — 1,13 миллиона человек в Южной Корее[2] и 2,8 миллиона человек в Северной Корее[3].

Основные принципы тонхака были сформулированы Чхве Чеу[4]в 1860-х годах[5][6]. Оно изначально противопоставлялось католицизму, который был известен в Корее как «Западное учение» (Сохак). В основе тонхака лежало конфуцианская этика и стремление построить рай на земле. Сам основатель говорил, что тонхак — это синтез трёх религий: конфуцианства, даосизма и буддизма. Распространение учения привело к крестьянским волнениям, из-за которых Чхве Чеу был казнён в 1864 году. Эгалитарно-утопические идеи Тонхак способствова­ли его превращению в знамя национально-освободительной и анти­феодальной борьбы корейского крестьянства в 1893—1895 г[7].

В 1905 году корейские националисты создали главные положения чхондоизма, базируясь на основах тонхака. Новая религия быстро нашла сторонников в корейском обществе. Король Коджон оказывал посильную поддержку новому течению.

Японское колониальное правительство всячески препятствовало развитию тонхака, видя в нём угрозу поднятия национального самосознания корейцев. Членов движения тонхак арестовывали и наказывали.

1 декабря 1905 года третий патриарх (сонса́) Восточного учения Сон Бёнхи (1861—1922) решил модернизировать учение тонхак, сделав его легитимной в глазах японских властей. В результате название было сменено на «чхондоизм»[8]. В Сеуле было создано Центральное управление Чхондогё, в разных районах страны к концу года действовали 72 прихода. В 1907 г. в Сеуле были открыты курсы для ознакомления молодёжи с доктриной Чхон­догё. С этого момента в идеологии движения активнее стала звучать пропаганда национального сплочения и необходимости просвещать народные массы[8].