Чэнь Цзюнмин


Чэнь Цзюнми́н (кит. трад. 陳炯明, упр. 陈炯明, пиньинь Chén Jiǒngmíng, 13 января 1878 — 22 сентября 1933) — юрист, боевой командир, соратник, а затем противник Сунь Ятсенa, один из руководителей китайских анархистов.

Чэнь Цзюнмин родился в 1878 году в Гуандуне под именем Чэнь Цзе. Он родился в семье богатого землевладельца и в 5 лет его отправили обучаться в частную школу. В 22 года получил учёную степень сюцая, принял имя Цзюнмин, а также второе имя Цзинцунь. В 1905 он стал школьным учителем, а в 1906 попытался создать свою школу для подготовки учителей, однако ему это не удалось. После этого он поступил в Кантонскую академию права и политологии, где получил диплом с отличием в 1908.

Отстаивая будущее Китая как федеративной республики, Чэнь Цзюнмин был приверженцем федеральных взглядов и противником централистской модели, насаждаемой сверху насильственно. В свою очередь, Сунь Ятсен опасался, что такого рода федералистское движение лишь играет на руку полуфеодальным правителям-милитаристам. Вследствие разногласий на этой почве в 1922 атаковал резиденцию Сунь Ятсена, вынудив его к побегу из Кантона.

После первой войны между Чжилийской и Фэнтяньской кликами в 1922 г., началось сильное движение за воссоединение северного и южного правительств путём принуждения соперничавших президентов Сунь Ятсена и Сюй Шичана покинуть свои посты и передать власть Ли Юанхуну как президенту объединённой республики. Чэнь воспринял идею с энтузиазмом, но Сунь полагал, что новое правительство стало бы марионеткой Чжилийской клики.

Вскоре между Сунь Ятсеном и Чэнь Цзюнмином возникла размолвка по поводу продолжения Северного похода. Сунь предполагал начать с оккупации Гуанси. Затем Чэнь должен был ворваться в Хунань. После того, как У Пэйфу из Чжилийской клики в Пекине признал его власть на юге, Чэнь предал Сунь Ятсена. Неожиданно подняв вооружённый бунт против Гоминьдана в 1922 г., Чэнь атаковал его резиденцию и канцелярию. Сунь Ятсен был вынужден бежать на крейсер «Юнфэн» и отложить Северный поход.

Вследствие этого он долгое время изображался в негативном свете как коммунистическими, так и тайваньскими историками. Первой попыткой пересмотреть эту позицию стала научная работа Уинстона Се[2]. Исследователи анархизма в Китае[3] отмечают у Чэнь Цзюньмина горячую приверженность этой идеологии.