Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви


«Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» — советский кинофильм 1989 года режиссёра Сергея Соловьёва. Вторая часть трилогии режиссёра «Асса» (1987) / «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) / «Дом под звёздным небом» (1991)[2][3].

СССР, перестроечные годы. В одном арбатском доме, который готовится к сносу, находится коммунальная квартира. В этой квартире живут только два человека: Митя Лобанов — пятнадцатилетний сирота и потомок белоэмигранта, князя Лобанова-Ртищева, мечтающий стать нахимовцем — и Толик Гнилюга — лимитчик-диссидент, самогонщик и находящийся на инвалидности завсегдатай больницы имени Кащенко, которому каждую ночь снится залп «Авроры». Богатый дед периодически присылает Мите письма, в которых призывает его одуматься и иммигрировать во Францию, но тот остаётся в СССР. Однажды, пока Митя был в магазине, в его комнату через окно влезает девушка-бунтарка Александра, запертая в соседнем доме, где живёт её бабушка, своим отцом Ильёй — номенклатурным чиновником и приверженцем идей реального социализма. Александра забирается в коммунальную квартиру, чтобы позвонить по телефону своему любовнику — сорокалетнему женатому шутнику-мачо Владимиру (её отец обрезал бабушкин телефон). По приходе домой Митя замечает её. Происходит знакомство. Александра просит его помочь ей — дело в том, что она уже назначила Владимиру свидание с застольем в его комнате. Митя, соскучившийся по общению, соглашается предоставить им свою комнату.

Вскоре приходит Владимир и нахально отправляет хозяина комнаты забрать в своей машине шампанское. Пока Митя отлучается, у Александры и Владимира случается связь. Случайным свидетелем этого становится Толик. Митя представляет ему гостей как своих родственников. Толик пытается внести свой вклад в застолье принесённым «специализированным компотом „Русалочка“» (так он называет свою брагу на изюме), однако начинает размышлять о своей судьбе и срывается на крик. Ответом Владимира становится громкое слушание музыки и танцы. Вечером Митя и Александра рассказывают друг другу о своих родственниках. Параллельно на экране демонстрируется другая история, стилизованная под хронику и рассказывающая о проблемах Сталина со здоровьем.