Кудайбердиев, Шакарим


Шакарим Кудайбердиев (каз. Шәкәрім Құдайбердіұлы; 11 [23] июля 1858[1], Кен-Булак, Семипалатинская область — 2 октября 1931, урочище Чингистау, СССР) — казахский поэт, писатель, переводчик, композитор, историк и философ. Ученик Абая[2].

Настоящее имя — Шахкарим, но прозвище Шакарим (каз. Шәкәрім, «сладкий», «милый»), данное матерью Кунке из племени найманов закрепилось за ним на всю жизнь.

Мать отца Шакарима — Кюнке, первая жена Кунанбая, дочь бия Аганаса. Таким образом, Кудайберди, отец Шакарима — родной брат Абая Кунанбаева: у Абая один и тот же отец, но другая мать. А Шакарим приходился Абаю племянником. Семья Шакарима принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев, происходил из рода тобыкты племени аргын[3].

Кудайбердиев занимался политикой, был избран в волостные правители. Всерьёз творчеством занялся только с 1898 года. По определённой системе стал изучать западную и восточную литературу, познакомился с наследием таких поэтов и мыслителей Востока как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, А. С. Пушкина, Л. Толстого. Его перевод Хафиза на казахский остаётся непревзойденным по мастерству и технике, также как и перевод повести Пушкина «Дубровский». Самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким и русским языками. В 1903 году был принят членом Западно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества.

В 1906 году совершил хадж в Мекку (совместно с Канапия-кажы — дедом поэта Б. М. Канапьянова). Посетил Египет, Стамбул, работал в библиотеках, пересылая по почте в Семипалатинск приобретённые им книги. Участвовал в национально-освободительном движении «Алаш».

Революцию 1917 года встретил с воодушевлением, установление советской власти считал победой справедливости, писал революционные стихотворения — «Бостандық туы жарқырап» («Сверкает знамя свободы») и «Бостандық таңы атты» («Взошла заря свободы»). В начале 1918 года он приехал в Семипалатинск по приглашению алашорданцев, где его избрали судьей. В июне 1918 года Семей вновь заняли белые. Разочаровавшись в них, поэт вернулся в аул, но осенью вновь прибыл в Семипалатинск. Сюда переехало «правительство» Алашорды, бежавшее из Оренбурга, и пригласило поэта в город. На этот раз Шакарим полностью убежден, что «Алашорда другая, сознание общества меняется, и оно протестует против тех, кто хочет возродить старые времена, и тянет их обратно в свою страну. Он станет свидетелем разрухи, причиненной белыми, во время прогулки по деревне. <…> Город красный, дорога по имени справедливость показалась, и упомянутая буря быстро прошла»[4].