Шаматха


Шаматха (пали samatha или санскр. शमथ, IAST: śamatha, или тиб. ཞི་གནས, Вайли: Шинэ, буквально — умиротворение, душевное спокойствие) — тип медитации в буддизме, ставящий целью достижение ментального покоя, а также собственно состояние ясности сознания. В тибетском буддизме обычно объединяется в единую систему с випассаной (випашьяной), и составляет систему медитации шаматха-випашьяна[1]. Шаматха является частью комплекса медитативных практик, называемого в буддизме термином «самадхи»[2]. Практика шаматхи представляет собой тренировку ума в однонаправленном сосредоточении на объекте, подготовку ума для практики випашьяны. Випашьяна приносит особую мудрость (праджня) — понимание истинной природы вещей и дхарм, а также природы собственного ума.

Шаматха — санскритское слово, которое означает «умиротворенное пребывание». Под «пребыванием» подразумевается сколь угодно долгое пребывание ума на одном объекте. Во время концентрации на объекте ум достигает умиротворенного состояния. Шаматха — это медитация однонаправленного сосредоточения, развивающая стабильность, ясность и безмятежность ума[3].

Состояние глубинного внутреннего покоя (самадхи) достигается в результате обретения свободы от аффектов, желаний, злонамеренности и др. омрачений, и установки на достижение освобождения сознания от какого-либо содержания, приходящего извне. Практика шаматхи в чистом виде включает четыре дхьяны и четыре самапатти[4].

Объектом сосредоточения может быть какой-либо один предмет или мысль. В идеале, объектом концентрации является само сознание[4]. Буддийский философ и комментатор текстов Буддхагхоша (V век) в своем трактате «Висуддхимагга» перечислил десять видов памятования (пали: anussati, санскр.: anusmṛti) для практики на начальных этапах пути созерцания[5]:

В «Висуддхимагге» называются еще тридцать объектов для медитации. Среди них — десять касин (объектов созерцания): «земля, вода, огонь, воздух; цвета: синий, желтый, красный, белый, а также свет и неограниченное пространство». Кроме этого, данный нормативный список содержит «четыре состояния брахмана» (брахма-вихары) и четыре безóбразных состояния[5] (дхьяны, самапатти, о них пойдет речь ниже).

В махаяне на основе памятования о Будде разработаны методы визуализации образов будд и сосредоточения на образе. Включение в список памятования о божествах послужило основой для введения в буддизм культа божеств[5].