Праджня


Праджня (санскр. प्रज्ञा или пали paññā) — буддийское понятие, обозначающее высшую трансцендентальную интуитивную просветлённую мудрость[1][2][3][4], в которой отсутствуют какие-либо признаки или качества[5]. В буддизме считается, что праджню можно постигнуть лишь с помощью интуитивного прозрения и осознания, а не путём анализа[6]. Праджня вместе с каруной являются главными «опорами» махаянской традиции[1][7].

В хинаянских школах праджня определялась как способность «распознавать дхармы», в махаянских — это «особая способность непосредственно воспринимать реальность, как она есть», называемая таковостью[8].

В буддизме раннего периода мудростью считалось интуитивное прозрение четырёх благородных истин и теории взаимозависимого возникновения[2]. Также традиционно праджня включает в себя первые два этапа восьмеричного пути: правильное видение реальности и правильное намерение следовать дхарме[9].

В махаянских школах[2] совершенная, пробуждённая или запредельная праджня носит название праджня-парамиты[7][10] и является одной из шести парамит[7], доступных бодхисаттвам и буддам[2].

Символом праджни является колокольчик[11]. В буддийской тантре праджня также выражается через женское божество[7], символизирующее «реальность как она есть» через пассивное состояние сознания[12].

Праджня, характеризующаяся как «исчерпывающее познание»[13], является одним из двух видов знаний в буддизме. Вторым видом является виджняна — относительное и несовершенное дифференцированное знание, в котором есть понятия субъекта и объекта. Виджняна, согласно учению, не может дать человеку исчерпывающего удовлетворения [14].