Виджняна


Виджня́на (санскр. विज्ञान, IAST: vijñāna; vi — префикс «раз-» и jnana — «знание», «познание», то есть распознавание, различающее познание) — понятие индийской философии и психологии, означающее различительное познание[1], осознание, понимание[2]. В буддизме термин «виджняна» относится к сознанию в широком смысле[3]; отождествляется с общей способностью ощущать и распознавать категории чувственных и ментальных объектов, а также соответствует более узкофункциональной способности избирательно реагировать на внешние и внутренние стимулы (чувствительность, сознание, ум, интеллект)[4].

В буддийском учении психофизический мир составлен из пяти скандх, или групп элементов (дхарм), — рупа (телесная форма), ведана (ощущения), санджня (восприятие, понимание, концепции[5]), самскара (волевые импульсы) и, наконец, виджняна, которая делится на 6 разновидностей: виджняна зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, ума[6] (включающая осознание самого себя[7]; однако истоки мысли «я есмь» обнаруживаются в деятельности санджни[8]). Согласно одному из типов классификации дхарм (по дхату), виджняна занимает 6 из 18 позиций и соответствует сознанию слышимого, видимого, осязаемого, обоняемого, вкушаемого и мыслимого[9].

В ряде текстов Палийского канона о виджняне говорится как о том, что связано с процессом перерождения и обеспечивает преемственность в пределах одной индивидуальной серии (сантана). Однако виджняна — не некая единая и постоянная сущность, подобная душе (атман) в брахманизме или джайнизме, которая переходит от одного существования к другому. В Махатаньха-санкхая-сутте Будда называет глупцом монаха, приписывающего ему такое мнение. В школах абхидхармы виджняна определяется как комплекс мгновенно возникающих и исчезающих синхронных дхарм и связывается с континуальностью дхармического потока (сантана)[10].

В буддийской концепции причинно-следственного порождения (пратитья-самутпада) виджняна, связанная с чувством «я» индивида, является одним из звеньев (нидан) цепи причинности и, таким образом, не имеет вечного и независимого существования, но постоянно генерируется вновь как результат авидьи (неведения)[11].