Пратитья-самутпада


Прати́тья-самутпа́да (санскр. प्रतीत्यसमुत्पाद, IAST: pratītya samutpāda, пали IAST: paṭicca samuppāda, букв. «совместное возникновение условий»[1]), или теория взаимозависимого возникновения, — общая для всех буддийских школ концепция причинности[2], объясняющая причины страдания и способы избавления от него[3]. Представляет собой объединённое взаимодействие различных причинных факторов или условий для формирования результата[1]. Это учение о возникновении страдания (пали anuloma-paṭiccasamuppāda, прямая обусловливающая цепь) и о том, как можно обратить её вспять (пали paṭiloma-paṭiccasamuppāda, обратная обусловливающая цепь)[4][5]. Эти процессы отражены в различных списках взаимообуславливающих явлений, наиболее известными из которых являются двенадцать звеньев или нидан (пали dvādasanidānāni, IAST: dvādaśanidānāni). Согласно традиционному толкованию, эти списки описывают процесс перерождения живого существа в сансаре и возникающую в результате этого дукху (страдания, боль, неудовлетворенность)[5] и анализируют его с позиции, исключающей представление об атмане (неизменном Я или вечной душе)[6][7]. Согласно буддийской концепции разворот причинно-следственной цепи ведёт к прекращению перерождений (и, следовательно, к прекращению страданий)[5][8].

Согласно другой интерпретации, эти списки описывают возникновение умственных процессов и вытекающее из них представление о Я и «моё», которое приводит к цеплянию и страданию[9][10]. Некоторые современные западные учёные утверждают, что в списке двенадцати звеньев есть несоответствия, и считают его позднейшим синтезом нескольких более древних списков и элементов, которые частично можно проследить в Ведах[10][11][12][13][14][6].

Существуют следующие формулировки концепции пратитья-самутпады: «Если есть то, значит, есть и это»; «Если нет этого, значит, нет и того»; «Когда есть это, то есть и то, если возникает это, то возникает и то, если это исчезает, то исчезает и то»[3].