Шаторено (бронепалубный крейсер)


Бронепалубный крейсер «Шаторено» (фр. Châteaurenault) — бронепалубный крейсер I класса французского флота, построенный в 1890-х гг. Проектировался как океанский «сверхбыстроходный» истребитель торговли. Заказан Морским министром Франции Феликсом Фором, сторонником «Молодой школы», в паре с крейсером «Гишен» (фр. Guichen), имевшим совершенно иную конструкцию.

Создание проекта было вызвано желанием получить крейсер наилучшим образом приспособленный для операций на океанских коммуникациях. Традиционные крейсера 1890-х годов как правило не обладали должным радиусом действия и не могли длительное время поддерживать высокую скорость, в отличие от трансатлантических лайнеров и пакетботов. Требовалось создать корабль весьма быстроходный, с большим запасом угля и надёжной силовой установкой. При этом он ещё и не должен был быть слишком большим, по финансовым соображениям, что предполагало ослабление вооружения и защиты[2].

Главным конструктором «Шаторено» стал известный кораблестроитель А. Лагань. Историки флота до сих пор спорят, было ли решение сделать крейсер весьма похожим по силуэту на лайнеры того времени сознательным намерением замаскировать корабль, или Лагань просто использовал при конструировании особенности судов, за которыми его крейсеру предстояло охотиться[3].

Крейсер приводился в движение тремя вертикальными паровыми машинами тройного расширения, общей мощностью в 23000 л.с. Пар обеспечивали четырнадцать котлов Норманд-Сигоди. Скорость на мерной миле достигла 24 узлов, что делало крейсер одним из быстрейших в своё время. На экономичном ходу в 12 узлов, крейсер мог пройти 15000 километров.

Броневая защита крейсера была представлена выпуклой броневой палубой, скошенные края которой опускались на 1,4 метра ниже ватерлинии, а плоская центральная часть находилась в 0,8 метрах над уровнем воды. Палуба была изготовлена из гарвеированной броневой стали; толщина её в плоской части составляла 55 миллиметров (в оконечностях утоньшаясь до 40 миллиметров), а на скосах — 100 миллиметров. Палуба защищала машинные отделения и погреба боезапаса от попаданий снарядов.

Над основной броневой палубой располагалась тонкая противоосколочная, толщиной в 15 мм. Она предназначалась для задерживания осколков снарядов, разорвавшихся над основной броневой палубе. Пространство между палубами и до борта крейсера разделялось на множество небольших отсеков, служивших для локализации повреждений.