Шель, Генрих


Генрих Карл Шель (нем. Heinrich Karl Scheel, латыш. Heinrihs Kārlis Šēls; 17 мая 1829[1], Гамбург — 13 апреля 1909[1], Рига, Лифляндская губерния, Российская империя) — рижский архитектор конца XIX — начала XX века, академик российской Императорской Академии художеств, совладелец строительной компании «Шель и Шеффель». Построил более 40 зданий в Риге и других городах Латвии.

Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1847—1852). Получил медали Академии художеств: малую серебряную (1850) за «проект рисовальной школы», большую серебряную (1852) за «проект дома для известного живописца» и звание классного художника с правом на чин XIV класса (1852). Был признан «назначенным в академики» (1858). Избран в академики (1861) за «проект станции железной дороги»[2].

После окончания обучения в Академии художеств работал у профессора архитектуры Людвига Бонштедта. В 1853 году участвовал в реконструкции здания Большой гильдии в Риге (архитектор Карл Бине). С 1860 по 1862 год под руководством Л. Бонштедта выполнил свой первый проект — здание Немецкого театра (ныне Национальная опера).

Первым независимым проектом был дом врача Берента на бульваре Бастея д. 16 (1860) в стиле эклектики, построенный на освобожденной после срытия городского вала территории города. Со строительством этого дома для Шеля и исполнителя каменных работ Кригера была связана неприятная история, когда на обоих наложили денежные штрафы по 25 рублей в пользу городской казны и приютов для бедных за недостаточно толстый брандмауэр на уровне мансарды, который Кригер ещё и был обязан перестроить за собственный счет как главный виновник[3].

Он перестроил здание вокзала в Риге (1884—1885), добавив к нему два крыла, обращённых к ул. Гоголя (ныне Эмилии Беньямин), и церковь Св. Мартина на ул. Слокас (1887, построена И. Фельско в 1851 году); построил немецкую баптистскую церковь на улице Виландес, д. 9 и здание Биржевого банка на улице Пилс, д. 23 (1887), ряд зданий других зданий на улице Дунтес, д. 12/22 (1888) и др.[3]

В конце века Шель снова строил жилые дома. Из наиболее красивых можно упомянуть здания на ул. Авоту, 71 (1887), Элизабетес, 17 (1898), 31 (1897) и 31a (1896). Все они спроектированы академично, в безупречном сочетании объёма и деталей, как настоящие дворцы[3].