Шишкин, Георгий Георгиевич


Гео́ргий Гео́ргиевич Ши́шкин (род. 25 января 1948, Свердловск) — русский художник, разработавший свою особую технику с оригинальным методом подготовки основы под пастель[1], мастер современного портрета, автор картин цикла «Русские сны» (с 1992), триптиха «Посвящение Русскому балету Дягилева» (1997), а также автор почтовых марок Монако и России.

Родился в 1948 году в Свердловске в семье Георгия Ивановича Шишкина (1923 — ?), музыканта-скрипача (первая скрипка оркестра Свердловского театра музыкальной комедии), ветерана Великой Отечественной войны, участника боёв за Сталинград[2] и Галины Кузьминичны (урождённой Кушниной), инженер-строитель, работала в институте Уралгипроруда. Дед Иван Мефодиевич Шишкин переселился в Екатеринбург из Вятской губернии. Его прадед (по материнской линии), которого Георгий знал, ослепшим, до девятнадцати лет, — Ефим Иванович Корабельщиков был врачом в Русской армии.

Бабушка Анна Ефимовна Кушнина (урождённая Корабельщикова), воспитывавшая внука, работала на дому швеёй-модельером. В девичестве она училась у французской швеи-модельера. Её родители, крестьяне дореволюционной России, создавшие своим трудом небольшое, но крепкое хозяйство, платили за учёбу дочери золотом значительную по тем временам сумму. Накануне первой мировой войны их состояние позволяло им записаться в разряд купцов I-й гильдии. Анна Ефимовна в молодости пела в церковном хоре, любила оперу. Она осталась вдовой с двумя малолетними детьми на руках после того, как в 1937 году Кузьма Петрович Кушнин — инженер-механик, специалист по строительству и реконструкции уральских заводов, работая на «Уралмашзаводе», «погиб под трамваем, возвращаясь с работы». Эта версия не подтверждается в действительности: на городском кладбище нет его могилы. Позже бабушка вспоминала, что в последнее время до его исчезновения за ним следовал какой-то человек. Кузьма Петрович происходил из известной до революции в Тюмени семьи Кушниных, хлебосольной и славившейся благотворительностью. Отец его Пётр Степанович Кушнин любил лошадей и держал конюшни.

В комнате, оставшейся Анне Ефимовне от их 4-комнатной квартиры после подселения в войну эвакуированных с Украины, любили собираться творческие люди, и она пела романсы, аккомпанируя себе на гитаре.

С шести лет учился в музыкальной школе по классу скрипки, но «был уже уверен, что должен стать художником», и практиковался в рисовании. В детстве испытал сильное влияние атмосферы дома прадеда и прабабушки (по материнской линии), сохранивших уклад дореволюционной жизни, русские традиции. Дом был снесён в 1968 году, а на его месте построено безликое здание общежития.

В десять лет поступил в Художественную школу при Художественном училище Свердловска, которую окончил с отличием в 1963 году, в числе трёх лучших выпускников, получив рекомендацию для продолжения учёбы. Eго преподавателем был художник Николай Моос, впоследствии художник-график, иллюстратор русских сказок.