Шлегель, Август Вильгельм


А́вгуст Вильге́льм Шле́гель (нем. August Wilhelm von Schlegel; 8 сентября 1767, Ганновер — 12 мая 1845, Бонн) — немецкий писатель, историк литературы, критик, поэт-переводчик, крупнейший теоретик немецкого романтизма.

Четвёртый сын лютеранского пастора Иоганна Адольфа Шлегеля родился 8 сентября 1767 года в Ганновере. Его мать, Иоганна Кристиана Эрдмуте Хюбш (1735—1811) была дочерью учителя математики. Всего у супругов было восемь сыновей и две дочери.

Ещё в детстве обнаружил необыкновенные способности к усвоению языков и страсть к литературе, в особенности к поэзии, и весьма рано начал писать стихи. Поступив в 1786 году в Геттингенский университет для изучения теологии, он предпочёл ей занятия филологией у Готфрида Бюргера и под руководством профессора Кристиана Готлоба Гейне занялся изучением древней литературы. Он помогал своему учителю в его издании Вергилия и составил в 1788 году указатель к IV тому. Тогда же он получил академическую премию за сочинение на латыни (напечатанное в 1788 году) о географии Гомера. Но ещё более на Шлегеля оказало влияние знакомство с поэтом Бюргером, занимавшим в то время кафедру в Геттингене. Бюргер называл его своим поэтическим сыном и поместил его первые стихотворения, написанные в манере учителя, в геттингенском «Альманахе Муз» («Musenalmanach»), а также в «Akademie der schönen Redekünste». Стихотворения эти отличались скорее виртуозностью и совершенством формы и стихосложения, чем глубиной чувств и идей. К влиянию Бюргера вскоре присоединилось влияние Фридриха Шиллера.

Наряду с поэтической деятельностью, Шлегель занимался также критикой. Уже в первой статье, напечатанной в бюргеровой «Akademie», — о шиллеровых «Художниках», — Шлегель заявил себя выдающимся критиком-эстетиком; впрочем, здесь иногда он слишком увлекался филологической точкой зрения. С необыкновенной легкостью усваивая чужие поэтические идеи и чужие формы поэтических произведений, он невольно увлёкся изучением иностранных литературных произведений. Все вышеуказанные качества поэта и критика он применил с особенным успехом в своей статье о «Божественной комедии» Данте, где дал блестящую характеристику поэта и произведения и постарался вникнуть в исторические и географические условия, содействовавшие развитию гения Данте. Таким образом, в своих критических теориях он является, с одной стороны, последователем Гердера, с другой же — предшественником Тэна. Объясняя поэму Данте, Шлегель вместе с тем переводил избранные места из неё, стараясь по возможности придерживаться размера подлинника.