Шмен-дю-Руа


Шмен-дю-Руа (фр. Chemin du Roy — «Королевская дорога») — историческая дорога, проложенная вдоль северного побережья реки Святого Лаврентия в Квебеке. Дорога начинается к западу до Квебек-сити, его восточных окраин, и тянется почти на 250 километров до Репантиньи (к северу от Монреаля). Большая часть Шмен-дю-Руа в наши дни находится вблизи современного шоссе Квебекское шоссе 138.

Первые участки будущей дороги появились на территории французской колонии в 1660-х годах: самый первый отрезок дорожного полотна соединил мыс Турмант на побережье Кот-де-Бопре с местечком Кап-Руж (к западу от г. Квебек), т.е. таким образом пересекал весь Старый Квебек.

В 1706 году Высший совет Новой Франции постановил, что должна быть построена дорога, соединяющая поселения вдоль северного побережья реки Святого Лаврентия, однако проблемы с бюджетом и организацией тормозили начало работ. Тем временем, за счёт высокой рождаемости колонистов, постоянное население долины реки Св. Лаврентия за 1710–1730 гг. увеличилось с 15 до 25 тыс. человек, что по крайней манере обеспечило колонию достаточным количеством рабочих рук.

Полноценные дорожные работы начались только в 1731 году, их возглавил дорожный смотритель Юсташ Лануйе де Буаклер (Eustache Lanouiller de Boisclerc), и дорога была закончена в 1737 году благодаря тому, что начальник решился применить своё право на взимание так называемой «королевской барщины» в виде труда крестьян на благо колонии Его величества. После завершения работ Шмен-дю-Руа имела ширину 7,4 метра, больше 280 километров в длину, и пересекала 37 феодальных владений — синьорий.

Шмен-дю-Руа в то время была самой длинной дорогой к северу от реки Рио-Гранде. Дорога, фактически ставшая первой «федеральной трассой» Северной Америки, значительно упростила логистику Новой Франции, ускорила экономическое развитие Квебека, способствовала притоку новых колонистов из Франции и освоению ими практически всей территории вдоль р. Св. Лаврентия длиной порядка 300 км. Конец 1730-х годов стал для Новой Франции настоящим золотым веком.

К 1750 году колония фактически превратилась в одну длинную прибрежную деревню с населением около 50 тысяч человек[1], пятая часть которых прибыла из Франции после введения дороги в эксплуатацию, а 4 тысячи — поселились навсегда[2]. В зависимости от сезона и погоды путь из Квебека в Монреаль стал занимать 4–6 дней, в британский период сократившись до 2,5 дней. Согласно описанию, которое оставил путешествовавший здесь в 1750-х годах Луи Антуан, граф Бугенвилльский, на трассе так и не появились полноценные гостиницы, так что, к большому удивлению путника, останавливаться приходилось прямо в домах местных фермеров[3]. Весной многие участки немощёной дороги страдали от наводнений и оползней; поэтому наиболее удобно ей было пользоваться зимой.