Шрёдер, Фридрих Людвиг


Фридрих Людвиг Шрёдер (3 ноября 1744, Шверин — 3 сентября 1816, Реллинген вблизи Пиннеберга) — немецкий актёр, театральный директор, драматург, великий мастер Великой ложи Гамбурга. Как реформатор масонства известен созданием масонского ритуала, впоследствии названного в его честь. Этот ритуал до сих пор используют масонские ложи в Германии, Бразилии, Австрии, Швейцарии, Болгарии, а также старейшая немецкая ложа «Авессалом к трём крапивам»[4].

Родился в Шверине 3 ноября 1744 года в семье немецкого органиста. Вскоре после рождения сына его мать, София Шарлотта Шрёдер, урождённая Бирейхль (1714—1792), рассталась со своим мужем и, присоединившись к театральной труппе Шёнемана, выступала в Польше и России, где познакомилась с актёром Конрадом Акерманном. Брак не был расторгнут и только после смерти мужа она вышла в 1749 году в Москве замуж за Акерманна.

Фридрих уже в раннем детстве неоднократно выступал в детских ролях в спектаклях — в России, Пруссии и Польше; впервые он появился на сцене в Санкт-Петербурге в трёхлетнем возрасте, в прологе сочинённом его матерью, в аллегорической роли невинности.

В 1756 году родители оставили его в «колледже Фридриха» в Кёнигсберге, где во время Семилетней войны он едва не погиб. В 1759 году он приехал к родителям в Швейцарию, где в труппе своего отчима сначала участвовал по преимуществу в балете, а потом и в драме. Его актёрская деятельность развилась главным образом в Гамбурге, куда со своей труппой переехал Аккерман и основал там драматический театр.

Шрёдер познакомился с просветителем Готхольдом Эфраимом Лессингом, когда тот в 1767 году приехал Гамбург, где начал работать в Гамбургском национальном театре, драматургом и критиком. Из-за экономических причин театр был вынужден закрыться в 1769 году. После смерти Акермана в 1771 году Шрёдер с матерью взяли на себя руководство Гамбургской сценой. После постановки комедии «Коварный» Фридрих Шрёдер стал известен как драматург. Вскоре последовал целый ряд постановок, в то же время Шрёдер активно занимается улучшением и модернизацией немецких театров[5].

Шрёдер был горячим сторонником нового театрального направления, проповедуемого Лессингом, и много потрудился над освобождением немецкой сцены от рабского подражания французскому ложноклассическому театру. Он одним из первых постарался ввести в немецкий репертуар произведения Шекспира и других английских писателей, вместо французских пьес Расина, Корнеля и др. Особенно известным его сделали постановки трагедий Шекспира в переводе Кристофа Мартина Виланда. В 1776 году (впервые в городе Гамбурге) им была представлена трагедия «Гамлет»; главную роль блестяще исполнил его ученик Франц Брокман.