Шрётер, Вернер


Вернер Шрётер (нем.  Werner Schroeter, 7 апреля 1945, Георгенталь — 12 апреля 2010, Кассель) — немецкий режиссёр театра и кино, сценарист, кинооператор.

Родился 7 апреля 1945 года в Георгентале в семье инженера. Провёл детство в Билефельде и Гейдельберге, где окончил школу. В Мангейме изучал в течение трёх семестров психологию и параллельно занимался журналистикой. Поступил в Высшую школу кино и телевидения в Мюнхене, но уже через несколько недель бросил учёбу. В конце 1967 года поехал на фестиваль экспериментального кино в Кнокке-ле-Зут (Бельгия). Там познакомился с Розой фон Праунхайм, с которым после этого вместе жил и работал. В 1968 году в Гейдельберге (у родителей) и в Западном Берлине (у Праунхайм) снял ряд 8 мм этюдов, а затем два фильма на 16 мм — «Невразия» и «Аргила», которые с большим успехом были показаны на кинофестивале в Гамбурге. В октябре 1969 года на кинофестивале в Мангейме за фильм «Эйка Катаппа» получил приз имени Джозефа фон Штернберга. Миф, история, поэзия лежали в основе его ранних фильмов, лишённых действия и построенных как череда сценических кульминаций, в которых выражались отчаяние, безумие, прощание и смерть. Их отличала «производственно-техническая бедность» и «производственно-эстетическое богатство». В постоянную актёрскую труппу Шрётера входили Магдалена Монтецума, Карла Аулаулу, Эллен Умлауф и Кристина Кауфман, тогда ещё любители. Многие фильмы были сняты во время поездок за границу и финансировались телевидением, прежде всего ZDF. Начиная с «Неаполитанские братья и сестры» (1978), его фильмы, в которых стал отчётливее проявляться сюжет, с относительным успехом демонстрировались в немецких кинотеатрах. Однако надежда Фассбиндера на то, что в фильмах Шрётера однажды могут увидеть не только экзотику, но и неотъемлемую часть немецкого кинонаследия, не оправдала себя. Наибольшего признания Шрётер добился во Франции. Все его фильмы испытали влияние оперы. О Марии Каллас он однажды сказал: «Она моя путеводная звезда…» В другом интервью заметил: «Для меня Каллас была посланницей между Богом и человеком». Иногда Шрётер снимался в фильмах других режиссёров, таких как Праунхайм, Вендерс, Фассбиндер, Ахтернбуш.

С 1972 года выступал также как театральный режиссёр, а с 1979 года ставил оперы. В 2008 году на Международном кинофестивале в Венеции, уже будучи смертельно больным, получил «Золотого льва» за вклад в киноискусство.

Последней киноработой режиссёра стал французско-немецко-португальский драматический фильм «Собачья ночь» (2008).

Расценивается кинокритикой как «величайший из маргинальных режиссёров». Лауреат многочисленных премий на престижных фестивалях мира.