Штадлан


Штадлан (ивр. שתדלן‎; нем. Schtadlan) — в Европе XIV—XVIII веков лицо, бравшее на себя задачу за вознаграждение или безвозмездно защищать интересы еврейских общин и отдельных евреев перед властями и предупреждать их изгнание из государства и истребление еврейских книг[1].

Введение подобной должности было необходимостью в эпоху, когда евреи были лишены гражданских и политических прав. В функции штадлана входило[1]:

По отношению к штадланам раввины допускали даже некоторую снисходительность: им дозволялось носить одежду соответственно положению, без ограничений, существовавших для прочих евреев[1].

В Испании в 1354 году существовал так называемый «mischtadlim» (ивр. משתדלים‎). Более частым явлением штадланы были в Германии и в Польше. В XVI веке в Германии на этом посту выделился Иосельман из Росгейма. Познанский институт штадланов сохранился до 1828 года.[1]

В Польше и Литве — классических странах еврейской автономии с центральными, областными и местными органами самоуправления — деятельность штадланов приобрела особое значение. При кагалах, при областных сеймиках, при Коронном и Литовском ваадах (Wa’ad) — везде встречались по одному или несколько штадланов, ездивших в Варшаву и Гродно, где собирались государственные сеймы. Штадланы были неофициальными депутатами на сейме от евреев, исключённых из общей политической жизни.[1]

Штадланы должны были, согласно постановлению Литовского ваада от 1628 года, уметь быть представителями в королевских и вельможных палатах, готовыми стоять на страже при государственном сейме и зорко следить за всякого рода ходатайствами на благо всей области, по данному им Богом разумению. Важно было также следить за деятельностью воеводских сеймиков, где избирались послы на сейм и давались инструкции избранным. Тогда штадланам приходилось «разведывать и разузнавать», «не затевается ли что-либо новое в ущерб» евреям (постановление ваада от 1623 года).[1]