Штернберг, Яков Моисеевич


Я́нкев Ште́рнберг (идиш יעקבֿ שטערנבערג‎; рус. Я́ков (Яков-Юкель) Моисе́евич Ште́рнберг; 18 апреля 1890, Липканы, Хотинский уезд, Бессарабская губерния — 10 апреля 1973, Москва) — румынский, позже советский еврейский поэт-авангардист, эссеист, драматург, театральный режиссёр, и теоретик театра. Писал и режиссировал на идише.

Родился и вырос в Липканах (сейчас в Бричанском районе Молдовы) — местечке на левом берегу Прута, которое еврейский поэт Хаим Нахман Бялик прозвал «Бессарабским Олимпом» и которое дало еврейской литературе ряд громких имён. Его отец, Мойше-Меер-Бэр, был зажиточным торговцем зерном и скотом. В детстве Юкл Штернберг (как его тогда звали) сдружился со своим погодкой, другим будущим литератором Мойше Альтманом, с которым он вместе учился в хедере и Каменец-Подольской частной русской гимназии (уже в послевоенное время их отношения охладятся) [2]. Дебютировал сказкой в одесской газете «Ундзэр лэбм» (Наша жизнь) в 1908 году. Печатался в сборниках «Фрайэ эрд» (Свободная земля, 1910) и «Дос найэ ланд» (Новая страна, 1911), составленных Аврумом Рейзеном, и в одесской газете «Гут моргн» (Доброе утро).

В 1914 году перебрался в Черновцы, оттуда — в Румынию, поначалу в Яссы, где сотрудничал с литературным журналом «Лихт» (Свет, редактор Янкев Гропер), четыре номера которого вышли между декабрём 1914 и сентябрём 1915 года. Журнал уделял особое внимание зарождавшемуся еврейскому театру и призывал к «ренессансу еврейской сцены в Румынии» на некоммерческой основе: «Еврейская сцена должна служить местом обучения, она должна сближать евреев посредством еврейского слова…».

Исрул (Израил) Беркович (1921—1988), знаменитый румынский драматург и историк театра, рассматривал организованные журналом литературно-музыкальные вечера «началом современного еврейского театра в Румынии»; предтечей этого возрождения стал Штернберг. Последний принёс идеи Станиславского в Румынию, вместе с тем стараясь создать некий сплав этих идей с возвращением к водевильным истокам еврейского театра и к основавшему пятью декадами ранее в тех же Яссах первую еврейскую труппу Авруму Гольдфадену. Назвав Гольдфадена «Фэт-Фрумосом (Прекрасным Рыцарем), разбудившим летаргическую еврейскую культуру Румынии» в 1876 году, Штернберг возглашал: «Единственная среда, которая может привлечь еврейские массы — это традиционный народный театр, даже не литературный… Поэтому я призываю к социально-политическому театру, театру … текущих событий, первому театру такого рода на идише».

В эти годы Штернберг активно печатался в журналах: «hамэр» (Молоток, Брэила), «Фрайhайт» (Свобода), «Арбэтэр цайтунг» (Рабочая газета), «Дос найэ лэбм» (Новая жизнь) в Черновцах, «Литэраришэ блэтэр» (Литературные листки, Варшава), «Цайт» (Время, Нью-Йорк), и др.