Шуман, Клара


Клара Жозефина Вик Шуман (нем. Clara Josephine Wieck Schumann, 13 сентября 1819, Лейпциг — 20 мая 1896, Франкфурт-на-Майне) — немецкая пианистка, композитор и педагог. Считается одной из самых выдающихся пианисток эпохи романтизма[6], влиятельным учителем и композитором[7]. Начиная с 1840 года — жена и первая исполнительница сочинений Роберта Шумана. Также была первой исполнительницей сочинений Иоганнеса Брамса[8].

Отец Клары Жозефины Шуман Фридрих Вик был по образованию богословом. Он окончил университет Виттенберга, после чего поселился в Лейпциге в 1814 году, где стал преподавать фортепиано, а также заниматься продажей и ремонтом инструментов, в чём быстро приобрел репутацию эксперта. Мать Клары — Марианна Тромлиц[9] была концертирующей певицей и пианисткой[10]. Её отец — Георг Кристиан Тромлитц был кантором в Плауене, а дед — Иоганн Георг Тромплитц — известным флейтистом, мастером по изготовлению флейт и композитором. Марианна Тромплитц обучалась игре на фортепиано у Фридриха Вика и вышла за него замуж в 1816 году. После замужества она преподавала фортепиано и за восемь лет брака родила пятерых детей. Клара была вторым ребёнком (первая дочь Адельгейда умерла в младенчестве), её младшими братьями были Альвин, Густав и Виктор; на момент рождения Виктора (1824) родители уже были разведены (в 1824 году). Клара и её братья остались с отцом. Мать вышла замуж во второй раз за Адольфа Баргиля[11] и уехала в Берлин. Общение с детьми сводилось к переписке и редким свиданиям. После смерти её второго мужа в 1841 году, она продолжала преподавать фортепиано, чтобы прокормить себя и своих четверых детей, рождённых во втором браке. Один из её сыновей Вольдемар Баргиль стал композитором и дирижёром.

После развода Фридрих Вик в 1828 году сочетался браком с Клементиной Фекнер, которая была младше него на 20 лет. У них родилась дочь Мари, которую отец также обучал игре на фортепиано.

После развода родителей Клара Вик осталась в пятилетнем возрасте с отцом. Фридрих Вик, который посвятил жизнь воспитанию своих детей, имел авторитарный и строгий характер. Все внимание уделялось Кларе, о которой он намеревался из-за её музыкального таланта заявить, как о вундеркинде и пианистке-виртуозе. Он забрал её через несколько лет из начальной школы и организовал обучение на дому, чтобы ничто не отвлекало девочку от обучения игре на фортепиано и доведения до совершенства техники.

С раннего возраста карьера и жизнь Клары были распланированы её отцом до мельчайших деталей. Он давал ей ежедневные часовые уроки на фортепиано, скрипке, обучал её пению, теории, гармонии, композиции и контрапункту. В ежедневных двухчасовых уроках практики он использовал методы обучения собственной разработки.