Шутер от третьего лица


Шутер от третьего лица (англ. third-person shooter, TPS) — жанр компьютерных игр, разновидность трехмерных шутеров, в которой управляемый игроком персонаж виден на экране[1][2], а геймплей в значительной части состоит из стрельбы[1]. При этом виртуальная камера, как правило, находится позади персонажа, за спиной или плечом[3].

Жанр шутеров от третьего лица тесно связан с жанром шутеров от первого лица[4], который также основан на отождествлении игрока с его аватаром[5], однако это разные жанры[6]. Если в шутерах от первого лица игрок может прицеливаться, и его аватар не закрывает обзор[5], то в шутерах от третьего лица для достижения того же представлено прицеливание «из-за плеча» или «из-за спины» игрового персонажа[4][7]. Благодаря этой особенности вида от третьего лица разработчики могут добавлять в аватар больше индивидуальности[5] и направлять внимание игрока приемами, подобными использующимся в кинофильмах. Напротив, вид от первого лица позволяет достичь большего погружения игрока во вселенную игры[8].

Разница в точке обзора влияет на геймплей. В шутерах от третьего лица игрок может более явно видеть область вокруг аватара. Такая точка обзора облегчает взаимодействие персонажа с окружающей средой, например, использование тактических укрытий в игре Gears of War[9] или перемещение в небольших помещениях[10]. Помимо этого, вид от третьего лица лучше подходит для взаимодействия с объектами игрового мира, например, прыжков по платформам, ведения рукопашных боев, вождения транспортных средств. Однако, вид от третьего лица может быть помехой в задачах, требующих точного прицеливания[11].

Зачастую разработка шутера от третьего лица связана с созданием более пространных и объемных окружений, чем требуется для шутера от первого лица, из-за отличий в точке обзора игрового окружения[12].

Граница между двумя жанрами иногда весьма условна. Например, во многих шутерах от третьего лица предусмотрен вид от первого лица, облегчающий выполнение заданий, требующих точного прицеливания[5]. Шутер от первого лица Halo: Combat Evolved изначально создавался как шутер от третьего лица, однако в итоге вид был изменён для улучшения интерфейса прицеливания и стрельбы[13]. Игра переключается на вид от третьего лица, когда аватар управляет транспортным средством[5], более того эта комбинация вида от первого лица для стрельбы и вида от третьего лица для вождения стала применяться и в других играх[14]. Metroid Prime — другой пример шутера от первого лица, который переключается на вид от третьего лица, когда аватар перемещается по игре в режиме Morph Ball[15]. Александр Р. Гэллоуэй пишет: «сцены стрельбы из-за плеча в реальном времени из фильма „Слон“ режиссёра Гас Ван Сент вызвали появление шутеров от третьего лица наподобие Max Payne, близких родственников FPS»[16].