Max Payne


Соединённые Штаты Америки Gathering of Developers (Win)
Соединённые Штаты Америки 3D Realms (Win)
Россия 1C (Win)
Соединённые Штаты Америки Rockstar Games (Win, PS2, Xbox, GBA)
Соединённые Штаты Америки MacSoft (Mac)

Соединённые Штаты Америки 23 июля 2001
Европейский союз 27 июля 2001
Россия 30 ноября 2001
PlayStation 2
Соединённые Штаты Америки 6 декабря 2001
Европейский союз 11 января 2002
Xbox
Соединённые Штаты Америки 12 декабря 2001
Европейский союз 14 марта 2002
Macintosh
Соединённые Штаты Америки 21 апреля 2003
Game Boy Advance
Соединённые Штаты Америки 18 декабря 2003
Европейский союз 19 марта 2004
Xbox Originals
27 апреля 2002
iOS
12 апреля 2012
Android

Max Payne — компьютерная игра в жанре шутера от третьего лица, разработанная финской компанией Remedy Entertainment, спродюсированная 3D Realms и изданная Gathering of Developers в 2001 году. Это первая часть в серии Max Payne. В этом же году Max Payne была портирована на игровые приставки Xbox и PlayStation 2, а в июле 2002 года — на персональные компьютеры Macintosh компанией MacSoft в Северной Америке и компанией Feral Interactive в остальном мире. В декабре 2003 года вышла версия для Game Boy Advance. В планах также была разработка версии для Dreamcast[4], но проект был отменён в связи с прекращением производства консоли. Игра была переиздана 29 апреля 2009 года в качестве загружаемой игры в Xbox Originals через программу для Xbox 360 и весной 2012 года в качестве загружаемой игры в PlayStation Store для PlayStation 3. 12 апреля 2012 года вышла версия для iOS, а 14 июня для Android.

Повествование игры охватывает три года из жизни Макса Пэйна, агента управления по борьбе с наркотиками, которого подставили, обвинив в убийстве коллеги и лучшего друга. Скрываясь от полиции, Макс Пэйн неожиданно выходит на след людей, которые несколькими годами ранее убили его семью.

Дизайн и сценарий игры намеренно подражают фильмам в жанре нуар, а также «крутым детективам» таких авторов, как Микки Спиллейн. Игра содержит многочисленные отсылки к скандинавской мифологии, в частности, Рагнарёку. На геймплей в Max Payne оказали влияние гонконгские кинофильмы-боевики[англ.] и в первую очередь фильмы режиссёра Джона Ву[5][6][7]. Кроме этого, Max Payne является первой игрой с применением эффекта bullet time[8][9][10].

Игра Max Payne получила довольно высокие оценки и лестные отзывы игровой прессы. Критики отмечали захватывающий геймплей и блестящую подачу сюжета. Кроме этого, игра получила ряд наград[11], в том числе премию BAFTA[12]. В 2008 году вышел на экраны одноимённый фильм — «Макс Пэйн», который был снят по мотивам игры.