Шут (балет)


«Шут» (фр. Le Chout, фр. Le Bouffon, нем. Der Narr; полное название «Ска́зка про шута́, семеры́х шуто́в перешути́вшего»), op. 21 — одноактный балет в шести картинах с пятью антрактами С. С. Прокофьева на либретто композитора и С. П. Дягилева по мотивам русских народных сказок А. Н. Афанасьева. 1-я редакция была завершена в 1915 году, 2-я переработанная и дополненная — в 1920 году.

Впервые балет был поставлен во 2-й редакции 1920 года труппой «Русский балет Дягилева», художник М. Ф. Ларионов, хореография Ларионова и Тадеуша Славинского. Премьера состоялась 17 мая 1921 года в Париже в театре «Гёте-лирик[фр.]» под управлением Э. Ансерме; Шут — Т. Славинский, Шутиха — Л. Соколова.

На музыку С. С. Прокофьева к «Шуту» ставились балеты под тем же названием, но по другим либретто и в хореографии других балетмейстеровПерейти к разделу «#Постановки». На основе музыки к балету композитор создал симфоническую сюиту «Шут», op. 21 bisПерейти к разделу «#Сюита из балета «Шут»». Партитура балета впервые вышла в 1922 году в нотоиздательстве С. А. Кусевицкого «А. Гутхейль».

«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» стала вторым после «Ала и Лоллий» балетом, созданным Прокофьевым по заказу Дягилева, но была первым балетом композитора, поставленным артрепризой Русский балет Дягилева. В 1915 году антрепренёр встретился с композитором в Риме для прояснения готовности балета «Ала и Лоллий», но по ряду причин отказался от его постановки и заказал Прокофьеву другой балет. Отказавшись от балета «Ала и Лоллий», Дягилев опасался выхода Прокофьева из сферы его влияния, поэтому участвовал в разработке либретто и определил молодого композитора под опеку более опытного Игоря Стравинского с его успешными балетами «Жар-птица» (1910) и «Петрушка» (1911). Как писал И. В. Нестьев, «вызывающий эксцентризм музыки Стравинского, её новизна и изобретательность, а главное оригинальность её национального облика оказывали своё воздействие на автора «Скифской сюиты» и «Шута»»[1]. В тот период Дягилев тяготел к воплощению в постановках «русского стиля» и передал свой интерес к поискам в этой области Прокофьеву.

При встрече в Риме и подписании первого контракта арнтрепренёра с композитором премьера нового балета планировалась на май 1916 года в Париже[2]. В течение лета 1915 года все шесть картин нового балета «Шут» были сочинены в клавире[3], но его постановка была отложена на время после окончания Первой мировой войны. Перенос постановки балета высвободил время для создания «Скифской сюиты» и оперы «Игрок». На отсрочку премьеры «Шута» повлияли не только война и революция в России, но и опасения Дягилева о том, что парижская публика не сможет по достоинству оценить новаторство Прокофьева, что произошло в случае с «Весной священной» Стравинского.