Ш-1


Ш-1 — первый советский самолёт-амфибия. Создан в 1929 году по заказу Осоавиахима конструктором Вадимом Борисовичем Шавровым, стал прототипом самого массового советского гидросамолёта Ш-2.

Начиная с 1925 года разработкой гидроавиации в СССР занимался размещавшийся в Ленинграде при заводе «Красный лётчик» Отдел морского опытного самолётостроения (ОМОС) ЦКБ Авиатреста под руководством Д. П. Григоровича. В. Б. Шавров, работавший в конструкторской группе ОМОСа, увлёкся идеей создания лёгкого самолёта-гидроплана и к осени 1926 года подготовил эскизный проект. Это была двухместная летающая лодка-полутораплан деревянной конструкции с двигателем мощностью 40 л. с. (позднее проект был изменён под ожидавшийся советский двигатель мощностью 60 л. с.). В 1928 году ОМОС был переведён в Москву. В это время Шаврову удалось представить проект своего самолёта техническому совету Осоавиахима и заключить договор на постройку самолёта на 4000 рублей. Вместе с инженером В. Л. Корвин-Кербером он покинул ОМОС для реализации проекта.

Все основные узлы и агрегаты самолёта, включая крупногабаритные лодку-фюзеляж и крылья, были изготовлены в ленинградской квартире. Несмотря на «домашние» условия работы, разработка велась со всей тщательностью, модель продувалась в аэродинамической трубе Политехнического института. Окончательная сборка проходила в Гребном порту.

Единственный построенный экземпляр Ш-1 был передан Осоавиахиму и использовался для агитационных полётов. 26 февраля 1930 года, во время одного из полётов, самолёт с экипажем в составе лётчика В. П. Чкалова и механика Иванова в условиях плохой погоды потерпел аварию (экипаж не пострадал) и после этого не восстанавливался.

Как-то в 1925 г. в Отделе морского опытного самолётостроения (ОМОС), располагавшегося в Ленинграде на заводе «Красный лётчик» появился известный полярный лётчик Б. Г. Чухновский и в приватной беседе со своим давним знакомым В. Л. Корвин-Кербером изложил идею создания самолёта-разведчика для полярной авиации. Задача заключалась в том, чтобы построить такой самолёт, который мог бы легко быть спущен на лед с борта даже небольшого корабля и иметь предельно короткий разбег с тем, чтобы взлететь даже с небольшой площадки, окруженной торосами.

В инициативном порядке, с молчаливого согласия руководителя ОМОС Д. П. Григоровича, в свободное от работы время, вместе с сотрудником ОМОС, авиаконструктором А. Н. Седельниковым, В. Л. Корвин-Кербером к весне 1926 г. была спроектирована и построена 2-х местная авиетка-биплан «СК». Имея форсированный до 16 л.с. двигатель от мотоцикла «Харлей» с фюзеляжем почти идеальной формы типа монокок, склеенным из 1,5-миллиметровой фанеры, авиетка обладала предельно низкой взлетно-посадочной скоростью в 45 км/час и весьма хорошими лётными качествами. Однако, недостаточная мощность двигателя не позволила использовать самолёт в тех целях, для которой он был создан, хотя это уже и не имело существенного значения.