Корвин-Кербер, Виктор Львович


Ви́ктор Льво́вич (Лю́двигович) Ко́рвин-Ке́рбер (до октября 1916 года известен под фамилией Кербер, после 1942 года — Корвин) (нем: Victor Oskar v. Körber) (13 (26) декабря 1894, Ревель — 17 июля 1970, Ленинград) — один из первых российских морских лётчиков, участник воздушной обороны Баку (1918) и Белого движения на юге России.

Крупный специалист в области авиационного конструирования и авиапромышленности, сотрудник Отдела морского опытного самолётостроения (ОМОС) Д. П. Григоровича, автор нескольких самостоятельных конструкций самолётов.

Один из ключевых разработчиков первых советских истребителей МК-1 «Рыбка»[1], И-1, И-2, И-2бис, а позже, в составе заключённых первой сталинской авиационной «шараги» ЦКБ-39 ОГПУ, — истребителя И-5.

Был вторым сыном в семье морского офицера, будущего вице-адмирала и начальника штаба Балтийского флота Людвига Бернгардовича Кербера и его жены, дочери контр-адмирала Ф. Б. фон Шульца — Ольги Фёдоровны фон Шульц (1866—1942). Волею случая родился в Ревеле, куда из Петербурга его будущая мать приехала навестить мужа — минного офицера броненосца «Гангут», оставленного здесь на зиму. С первых месяцев жизни и до девяти лет жил вдвоём с матерью сначала в Кронштадте, а после смерти старшего брата в Петербурге, Почти все эти годы, вплоть до окончания Русско-японской войны, отец служил на Дальнем Востоке, бывая дома лишь наездами. Своим младшим братьям, родившимся в 1903 и 1907 гг., Виктор во многом заменял отца.

В 1902 году поступил в подготовительный класс частной немецкой гимназии Карла Мая[2]. В старших классах гимназии Виктор увлекся авиацией. Это произошло весной 1910 года после первой авиационной недели в Петербурге[3]. В тот год нескольким гимназистам школы Карла Мая посчастливилось стать свидетелями настоящего праздника воздухоплавания. Вскоре по инициативе товарища Виктора Кербера — Николая Фаусека в гимназии был организован первый в России школьный авиационный кружок. Возможно, именно этот кружок помог друзьям определиться в выборе своего будущего. Виктор решил посвятить себя авиации, в которой его прежде всего интересовали вопросы конструирования летательных аппаратов. В 1912 году, окончив 8-й дополнительный (реальный) класс гимназии, он поступил в Императорский институт инженеров путей сообщения.