Фаусек, Николай Викторович


Никола́й Ви́кторович Фа́усек (19 (31) октября 1895, Неаполь — 15 марта 1938, спецобъект Коммунарка, Москва) — один из первых российских лётчиков, видный деятель советской авиапромышленности, теоретик высотных полётов, конструктор Реактивного института, штатный преподаватель Московского авиационного института (МАИ).

В юные годы (1912) стал организатором и руководителем первого в России школьного авиамодельного кружка, публицист, историк и популяризатор авиации.

Сын выходца из Чехии, известного зоолога, энтомолога, профессора Санкт-Петербургского женского медицинского института, профессора и директора Высших женских (Бестужевских) курсов Виктора Андреевича Фаусека и его жены ученого-зоолога, педагога, пропагандиста педагогического метода Монтессори Юлии Ивановны Фаусек (ур. Андрусовой) Николай Фаусек родился в местечке Вомеро близ Неаполя, куда его отец — в то время молодой зоолог — был командирован для научной работы. С окончанием в декабре 1896 года командировки отца, проживал в Петербурге, а также в имении писателя В. Н. Ладыженского Липяги Пензенской губернии. В 1906 году поступил сразу во второй класс известной в Петербурге гимназии Карла Мая.

Среди товарищей Н. Фаусек выделялся яркими способностями, хотя учился вместе с весьма талантливыми людьми. Достаточно сказать, что его одноклассником и другом был будущий выдающийся физик, академик Яков Френкель. В те годы в гимназии К. Мая собралась целая плеяда будущих авиаторов — летчиков и авиаконструкторов: Григорий Векшин[1], Александр Апухтин[2], Виктор Кербер, Павел Депп, чуть позже — Владимир Поляк[3], Борис Янчевский[4], Соломон Данскер[5].

Их лидером по праву считался Николай Фаусек, который вместе с Владимиром Векшиным (братом Григория Векшина) 24 января 1912 года организовал первый в Петербурге школьный кружок авиамоделистов, названный «Обществом любителей авиационного спорта». Вскоре он построил свою первую летающую модель с им же придуманным резиномотором. Вот как в своих воспоминаниях, правда, ошибочно указав год, об этом писал Виктор Кербер: