ЭД2Т


ЭД2Т (Электропоезд Демиховский 2-й тип, исполнение «Т»[к 2] — рекуперативно-реостатное торможение) — серия российских электропоездов постоянного тока, выпускавшихся с 1993 года по 1999 год на Демиховском машиностроительном заводе. По сути, является российской версией проектного электропоезда ЭР24 разработки Рижского вагоностроительного завода (в которой изменено электрооборудование).

После распада СССР Рижский вагоностроительный завод (РВЗ) стал для России заграничным. В связи с этим возникла потребность в освоении производства электропоездов для МПС РФ на российских предприятиях[2].

Ещё в начале 80-х годов было решено начать на Демиховском машиностроительном заводе (ДМЗ) производство электропоездов, аналогичных поездам РВЗ. Ранее специализацией ДМЗ были узкоколейные вагоны для торфоразработок и думпкары, однако впоследствии было решено перепрофилировать этот завод на производство дополнительных прицепных вагонов для электропоездов РВЗ. Длина кузова вагона должна была быть 21,5 м в соответствии с длиной кузова проектного электропоезда постоянного тока ЭР24. После получения Латвией независимости было принято решение о наладке производства на ДМЗ уже полноценных электропоездов[2].

Примерно в то же время РАО «ВСМ» начало работы по освоению производства электропоездов на мощностях Торжокского вагоностроительного завода (ТорВЗ). В результате между ДМЗ и ТорВЗ возникла борьба за создание самого первого российского постсоветского электропоезда[3].

В основу своего поезда на ДМЗ положили вышеупомянутый перспективный ЭР24, обозначив своего первенца ЭД2Т[2]. Что касается ТорВЗ, то здесь было решено создать изделие по документации электропоезда ЭР2Т, серийное производство которого уже было освоенного на РВЗ несколько раньше (в 1988 году). В результате созданный в Торжке поезд, обозначенный ЭТ2, отличался от ЭР2Т главным образом антивандальным исполнением сидений и незначительно элементами кузовов вагонов[3][4].

В августе 1993 года работы по созданию первых электропоездов ЭД2Т и ЭТ2 подходили к концу[2][3]. В том же месяце опытный образец ЭТ2 (номер 001) презентовали на станции Санкт-Петербург - Главный под баннером с надписью «ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ЭЛЕКТРОПОЕЗД»[5]. Примечательно, что ТорВЗ имел право на такое заявление, поскольку на ДМЗ в августе для опытного образца ЭД2Т-0001 были подготовлены только вагоны Пг и Пп собственного производства; моторные вагоны (Мп) для него были взяты от готового электропоезда ЭР2Т с окончательным формированием состава только в следующем месяце[6].