ЭД9


ЭД9 (Электропоезд Демиховский, 9-й тип) — серия электропоездов переменного тока, выпускавшихся с 1995 по 2016 год на Демиховском машиностроительном заводе (ДМЗ) для железных дорог России и бывшего СССР.

Заводское обозначение поездов серии (кроме ЭД9Э) — 62-305; заводские обозначения вагонов этих поездов[1]:

Ещё в начале 1980-х годов на Демиховском машиностроительном заводе было решено начать производство электропоездов, аналогичных поездам Рижского вагоностроительного завода (РВЗ). Ранее завод специализировался на узкоколейных вагонах, однако впоследствии было решено перепрофилировать этот завод на производство дополнительных прицепных вагонов для электропоездов РВЗ. Электропоезда постоянного тока были созданы на ДМЗ (ЭД2Т) и Торжокском вагоностроительном заводе (ЭТ2). Необходимо было создать электропоезд переменного тока, максимально унифицированный с поездом постоянного тока.

Известно, что в 1980-х годах на Рижском вагоностроительном заводе (РВЗ) был разработан проект электропоезда постоянного тока ЭР24. Поезда по этому проекту строились на ДМЗ с вышеупомянутым обозначением ЭД2Т[3].

В 1985 году на РВЗ был выпущен опытный электропоезд переменного тока ЭР29, кузов которого по сравнению с электропоездами семейства ЭР9 был удлинён с 19,6 до 21,5 метров и имел более широкие тамбуры и пассажирские автоматические двери, немного более длинный салон и изменённую форму лобовой части головных вагонов с козырьками на буферных фонарях. Также он имел отличный от ЭР9 комплект электрооборудования с тиристорно-импульсной системой регулирования (ТИСУ), при этом в отличие от ЭР9 токоприёмники, трансформаторы и преобразователи располагались на прицепных вагонах. Впоследствии конструкция его кузова была позаимствована электропоездами семейства ЭД9. Есть версия, согласно которой на РВЗ, параллельно с электропоездом ЭР24 постоянного тока, был разработан проект аналогичного электропоезда переменного тока ЭР27, который должен был иметь кузова аналогичные ЭР29, но стандартный комплект электрооборудования с реостатно-контакторной системой регулирования, аналогичный электропоездам ЭР9Т. Согласно другой части этой версии, проект ЭР27 также (по аналогии с парой «ЭР24-ЭД2Т») был реализован на ДМЗ — с обозначением ЭД9Т. Однако достоверных источников, способных подтвердить хотя бы одну часть этой версии, пока не обнаружено.