ЭТ2


ЭТ2 (Электропоезд Торжокский, 2-й тип) — серия электропоездов постоянного тока, строившихся с 1993 по 2010 год на Торжокском вагоностроительном заводе[1][2][3][4]. Коммерческое название — «Былина»[4].

Общее заводское обозначение серии можно записать как 62-4160<в/и>, где вместо <в/и> указываются (при наличии) буквы, добавленные к обозначению ЭТ2 для определённой модификации (варианта и/или исполнения); например, модель 62-4160ЭМ (для электропоезда ЭТ2ЭМ). Эти же буквы добавляются и в заводские обозначения вагонов:

После распада СССР Рижский вагоностроительный завод (РВЗ) стал для России заграничным. В связи с этим возникла потребность в освоении производства электропоездов для МПС РФ на российских предприятиях[5].

Ещё в начале 1980-х годов было решено начать на Демиховском машиностроительном заводе (ДМЗ) производство электропоездов, аналогичных поездам РВЗ. Ранее специализацией ДМЗ были узкоколейные вагоны для торфоразработок и думпкары, однако впоследствии было решено перепрофилировать этот завод на производство дополнительных прицепных вагонов для электропоездов РВЗ. Длина кузова вагона должна была быть 21,5 м в соответствии с длиной кузова проектного электропоезда постоянного тока ЭР24. После получения Латвией независимости было принято решение о наладке производства на ДМЗ уже полноценных электропоездов[5].

Примерно в то же время РАО «ВСМ» начинает работы по освоению производства электропоездов на мощностях ТорВЗ. В результате между ДМЗ и ТорВЗ возникает борьба за создание самого первого российского постсоветского электропоезда[4].

В основу своего поезда на ДМЗ положили вышеупомянутый перспективный ЭР24, обозначив своего первенца ЭД2Т[5]. Что касается ТорВЗ, то здесь было решено создать изделие по документации электропоезда ЭР2Т, серийное производство которого уже было освоенного на РВЗ в 1987 году. В результате созданный в Торжке поезд, обозначенный ЭТ2, отличался от ЭР2Т главным образом антивандальным исполнением сидений и незначительно элементами кузовов вагонов[6][7].