Эванс-Притчард, Эдвард Эван


Э́двард Э́ван Э́ванс-При́тчард (используется также вариант Эванс-Причард; англ. Edward Evan (E. E.) Evans-Pritchard; 21 сентября 1902, Кроуборо, Восточный Суссекс, Великобритания — 11 сентября 1973, Оксфорд) — британский социально-культурный антрополог, представитель структурного функционализма, основатель политической антропологии[1].

Окончил Винчестерский колледж, Оксфордский университет (Эксетер-колледж) и аспирантуру Лондонской школы экономики, где попал под влияние Бронислава Малиновского. В первую полевую экспедицию отправился изучать народность занде в Южном Судане. В соответствии со сформулированными Малиновским каноном этнографического исследования Эванс-Притчард выучил язык занде, постоянно проживал в деревне занде и даже обращался к местным колдунам и прорицателям и выполнял их указания[2]. (Эванс-Притчард станет мировым лидером в изучении колдовства, как отмечал Алан Макфарлейн[3].) Некоторое время преподавал в Лондонской школе экономики, в 1930 году отправился на изучение суданских нуэров. Несмотря на объективные сложности в установлении контакта с нуэрами (британская колониальная администрация и нуэры фактически находились в состоянии войны), ему удалось добиться расположения племени — в частности, для того, чтобы добиться уважения скотоводов нуэров, ему пришлось обзавестись несколькими коровами[2]. Кроме занде и нуэров, Эванс-Притчард также собрал значительный этнографический материал по ануакам, луо, шиллукам и бедуинам.

Получивший странные прозвища «Какарика», «Тедди», он месяцами одиноко бродил в буше, привычно спасаясь от москитов навозом, вымазав им лицо, шею и руки. Он предохранял себя от «злых чар» заклинаниями, рекомендованными колдунами. Он готов был часами вести разговоры с туземцами о вещах настолько самоочевидных для них, что нередко его вежливо выпроваживали вон[4]

В 1932 году начал работу в Каирском университете, где познакомился с Мейером Фортесом и Альфредом Радклифф-Брауном и попал под влияние теоретических идей последнего. Кроме него и Малиновского, Эванс-Притчард испытал значительное влияние французской социологической школы. Две вышедшие в 1940 году монографии и сборник «African Political Systems» заложили основы политической антропологии[1][2]. Во время Второй мировой войны Эванс-Притчарда пытался попасть в действующую армию, а после отказа ему удалось убедить африканские племена Судана выступить на стороне Британской империи против оккупировавшей Эфиопию Италии[2]. В 1944 году он перешёл в католицизм[2]. После войны последовательно преподавал в Кембриджском и Оксфордском университетах, где занимался преимущественно преподаванием и кабинетными исследованиями. В 1946 году занял пост заведующего кафедрой социальной антропологии Оксфордского университета вместо Радклифф-Брауна.