Эвгемер


Эвгемер (Евгемер) из Мессены (греч. Εὐήμερος, лат. Euhemerus; около 340 до н. э. — около 260 до н. э.) — греческий философ из школы киренаиков, живший при дворе македонского царя Кассандра. Сведений о жизни философа практически не сохранилось, но он сам упоминал, что был придворным Кассандра, одного из диадохов Александра Великого, который правил в 306—297 гг. Город рождения не известен: Эвгемера называли акрагантинецем и тегеатом. Чаще всего — мессенцем, как упоминал Полибий, но при этом не известно, имеется в виду Мессена на Пелопоннесе или в Сицилии (что вероятнее)[3].

Эвгемер известен учением, вошедшим в историю религии как эвгемеризм, согласно которому вера в богов возникла из культа умерших или живущих великих людей (правителей, жрецов, философов), возведённых за свои заслуги в степень божеств. Кроме того, Эвгемер был одним из первых социальных утопистов, о чём вспоминают гораздо реже. При этом как обожествление монархов и героев, так и написание утопии — лишь составляющие его главной идеи: принести в цивилизацию (и Вселенную в целом) обоснованный единый миропорядок[4]. Однако исторически сложилось так, что под эвгемеризмом понимают не цельное мировоззрение философа, а лишь его концепцию человеческого происхождения богов.

Его произведения уцелели лишь во фрагментах. Упомянут в списке атеистов, который составил Клитомах Карфагенский. Как и Феодора из Кирены, Эвгемера называли Безбожником, что упоминают Филодем, Цицерон, Климент Александрийский и другие. Секст Эмпирик упоминает о поэте Каллимахе, который писал о философе даже в стихах: «Старец-обманщик, безбожные кем нацарапаны книги»[5]. Каллимах упоминал Эвгемера первым из известных авторов, тексты же Полибия и Эратосфена, о которых упоминал Страбон (I, 104), не сохранились. Самый обширный источник о работах философа — Диодор Силицийский, который в пятой книге «Исторической библиотеки» пересказывает содержание описания вымышленного о. Панхеи из «Священного списка» Эвгемера. Известно, что Диодор также упоминал философа в шестой книге, которая не сохранилась до нашего времени, но фрагмент об Эвгемере был процитирован Евсевием[6].

Произведение Эвгемера в античности пользовалась большим успехом и было переведено на тридцать языков, став, если можно так сказать, бестселлером[7]. В России этому философу вплоть до недавнего времени уделяли мало внимания. Известны лишь две работы начала XX века: С. Степанова (1911)[8] и Г. Пригоровского (1926)[9].

Эвгемеру принадлежит сочинение «Священный список» (или «Священная запись»; греч. Ἱερὰ ἀναγραφή), в латинском переводе Энния названное «Священной историей» (лат. Sacra historia; перевод утрачен, фрагменты сохранились у некоторых авторов, большей частью у Лактанция[3]). Это произведение сохранилось лишь во фрагментах, цитируемых главным образом у Диодора Сицилийского.