Эвритмия


Эвритмия (др.-греч. εὐρυθμία — гармоничность[1]) — искусство художественного движения, созданное Рудольфом Штейнером и совместно с Мари фон Сиверс в начале XX века в Европе.

Основное базовое образование современного сценического эвритмиста или эвритмиста театра имеет несколько направлений, необходимых для изучения дисциплины:

1) Тон-эвритмия или музыкальная эвритмия. Отражает закономерности и звучание музыкального произведения с учетом музыкальных инструментов и музыкальной гармонии.
2) Лаут-эвритмия или речевая эвритмия исполняется под устную декламацию (стихи или прозу) с учетом знания жестового эвритмического алфавита, душевных жестов, передачи цвета жестами.
3) Штаб-эвритмия или эвритмия с медной палочкой, исполняется с учетом знаний 7 основных упражнений с медной палочкой, данных Рудольфом Штайнером.
4) Изучение построения хореографических форм в эвритмии.

А также имеются три методических направления повышения квалификации эвритмиста:
1) Педагогическая эвритмия (применяется в Вальдорфских школах и детских садах).
2) Лечебная эвритмия (работа с пациентами).
3) Социальная эвритмия или эвритмия на рабочих местах (работа с компаниями и корпорациями).

Эвритмия — категория древнегреческой эстетики. Этот термин, введенный Аристотелем (384—322 гг. до н. э.), обозначал качество, которое позднее стали именовать словом «гармония» (согласие, созвучие, совершенная целостность). Древнеримский зодчий Витрувий в трактате «Десять книг об архитектуре» (18—16 гг. до н. э.) определил этим понятием «видимую соразмерность». Под симметрией Витрувий понимал «простую соразмерность», или метрическую норму, а под пропорциями — закономерную повторяемость, ритмическую, или динамическую, организацию элементов композиции. Эвритмия, таким образом, представляет собой наиболее общее понятие, это «приятная внешность и подобающий вид» (лат. venusta species et commoduscue aspectus)[2].

В античном искусстве существовали две концепции «красоты формы», условно называемые «симметрической» и «эвритмической». Эвритмический тип гармоничных отношений, или пропорций, в практике античной архитектуры связывали с динамическими свойствами наклонных и диагональных линий; вертикаль и горизонталь соотносили с симметрией. Применительно к новейшей эстетике можно сказать, что эвритмия — это не просто гармоничные отношения частей формы, а более сложная целостность, включающая рациональные и иррациональные свойства, зрительное, или пластическое, движение и экспрессивную выразительность. Позднее два полюса формальной организации художественного произведения получили идеологическое содержание, их стали различать как «классическое» и «современное».