Назаров, Эдуард Васильевич


Эдуа́рд Васи́льевич Наза́ров (23 ноября 1941, Москва — 11 сентября 2016, Москва) — советский и российский мультипликатор, режиссёр, художник, сценарист и актёр озвучивания. Создатель мультфильма «Жил-был пёс». Народный артист Российской Федерации (2012). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1988). Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества (2014).

Предки Назарова были родом из сельской местности Брянской губернии, где, в частности, проживали его тётки, одна из которых, по словам Юрия Норштейна, воспитала в Назарове талант рассказчика[4]. Его родители встретились в Москве будучи студентами: мать училась в Торфяном, отец — в Гидрометеорологическом институте. Появился на свет 23 ноября 1941 в бомбоубежище в самый разгар Битвы за Москву[5]. С детства увлёкся рисованием. С Норштейном его свела судьба ещё в девятом классе; вместе они занимались в художественной школе под руководством В. И. Апановича[4].

С 1959 года работал на «Союзмультфильме». Не успев подать документы на подготовительные курсы мультипликаторов, поступил на курсы художников-прорисовщиков при студии, где, по собственному признанию, проучился «дня два или три», после чего перешёл в группу Бориса Степанцева. Первой работой Назарова стал «Мурзилка на спутнике»[6].

Вскоре его призвали в армию. Отслужив три с половиной года в группе советских войск в ГДР, вернулся на студию и продолжил работать прорисовщиком, параллельно осваивая профессию мультипликатора. В 23 года дебютировал в качестве ассистента Михаила Цехановского на его картине «Почта», однако был вычеркнут из титров за то, что пошёл сдавать вступительный экзамен в Строгановское художественно-промышленное училище, которое впоследствии окончил[6][7].

В 1965 году был принят в группу Фёдора Хитрука в качестве ассистента художника-постановщика Сергея Алимова для работы над фильмом «Каникулы Бонифация». Участвовал в создании большинства картин Хитрука сначала как художник, затем — как художник-постановщик; в частности, Назаров придумал образ Винни-Пуха для одноимённого мультфильма. Также в составе группы создал мультипликационные вставки для ряда художественных фильмов[6].

С 1973 года работал самостоятельно в качестве режиссёра. Поставил восемь короткометражных картин, часто совмещая функции художника-постановщика, мультипликатора, сценариста и актёра озвучивания. Входил в состав художественного совета «Союзмультфильма»[8]. Уже перестроечную обстановку на студии он называл «чем-то средним между изолятором с удушливыми выхлопами и „Раковым корпусом“» и работать там, согласно Норштейну, физически не мог[4].