Эзана


Эзана (Геэз ዔዛና ʿĒzānā, невокализованный: ዐዘነ ʿzn; ум. не позже 375 г.) — царь Аксума, охватывавшего территорию нынешних Тыграя, северной Эфиопии, Эритреи, Йемена. Сам Эзана титуловал себя «царём Сабы и Салхена, Химьяра и Зу Райдана»[1]. Согласно традиции, Эзана унаследовал трон отца Элла Амиды (Узаны), ещё в детском возрасте, поэтому регентом была его мать Софья.

Вступил на престол около 325 года. В годы царствования Эзаны Аксум достиг значительного политического, экономического и культурного преуспевания. При Эзане, который сам, будучи язычником, позже крестился, в Аксуме распространяется христианство. Проводилась успешная внешняя политика — аксумиты утвердились на побережье Южной Аравии и вновь подчинили царства Геэз и Мероэ, а также племена беджа (бега). При Эзане появляется литература на языке геэз, проводится реформа письменности — устанавливается обозначение гласных. С именем Эзаны связывается возведение в Аксуме первого храма Святой Марии Сионской.

Эзана назначил своего наставника в детстве — сирийского христианина Фрументия — главой Эфиопской церкви. Сохранившееся письмо римского императора Констанция II адресовано Эзане и его брату Сеазане и требует отправить Фрументия в Александрию для проверки его доктринальных ошибок. Предполагается, что Эзана либо отказался удовлетворить это требование, либо проигнорировал его.[2]

Эзана также провёл ряд военных походов, описанных в оставленных им надписях. Две надписи на языке геэз были найдены в Мероэ, которые считаются доказательством проведения военной кампании в IV веке, во время правления либо Эзаны, либо какого-то его предшественника, например, Усанаса. Одни исследователи истолковывают эти надписи как доказательство уничтожения аксумитами царства Куш, другие отмечают, что археологические свидетельства указывают на экономический и политический упадок в Мероэ около 300 года.[3]

На некоторых отчеканенных в его правление монетах указан девиз на греческом языке греч. «TOYTOAPECHTHXWPA» («Пусть это угодит народу»). Исследователи отмечают, что этот девиз является «довольно привлекательной особенностью аксумских монет, передавая чувство царской озабоченности и ответственности в отношении устремлений и довольства народа».[4] Ряд отчеканенных монет с его именем был обнаружен в конце 1990-х годов на археологических раскопках в Индии, указывая на наличие торговых связей с этой страной[5]. Характерной чертой монет является переход от языческого мотива с солнцем и луной к рисунку с изображением креста. Также Эзане приписывается возведение ряда сооружений и обелисков.

Эзана не определён в Списках царей, даже несмотря на наличие монет, на которых указано его имя. По существующей традиции, во время принятия христианства в Эфиопии правили императоры Абреха и Асбеха. Может быть так, что эти имена были затем перенесены на Эзану и его брата, либо это были имена, данные им при крещении.[6]