Эйфман, Борис Яковлевич


Бори́с Я́ковлевич (Я́нкелевич) Э́йфман (род. 22 июля 1946, Рубцовск, Алтайский край) — советский и российский балетмейстер, художественный руководитель Театра балета Бориса Эйфмана и президент Академии танца Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург). Народный артист Российской Федерации (1996), офицер французского ордена Искусств и литературы (1999), Заслуженный человек Молдавии (2007), Заслуженный деятель Казахстана (2012), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999, 2018), театральных премий «Бенуа танца», «Золотая маска», «Золотой софит» и других наград. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Почетный доктор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (2004).

Борис Эйфман родился 22 июля 1946 года в г. Рубцовске в семье мобилизованного перед войной из Харькова в Сталинград[3], затем на строительство единственного в СССР завода, выпускавшего тракторы во время Великой Отечественной войны [4] в Алтайский край инженера Янкеля Борисовича Эйфмана (1906—?)[5] и врача Клары Марковны Эйфман (урождённой Курис, 1918—1972)[6][7][8]. В 1951 году семья вернулась в Кишинёв, где Борис Эйфман закончил вечернюю школу и занялся балетом в студии при Дворце пионеров. В 1960 году поступил на впервые организованное в том году хореографическое отделение Кишинёвского музыкального училища (ныне Музыкальный колледж имени Штефана Няги) по классу Рашель Иосифовны Бромберг (?—1996), одновременно перенял у Бромберг руководство хореографической студией при Дворце Пионеров (1962—1966), в которой некогда начались и его занятия танцем. Окончил Кишинёвское музучилище в 1964 году, и после безуспешной попытки поступить в Кишинёвский политехнический институт на протяжении следующего года работал артистом балета в Молдавском государственном театре оперы и балета[9]. В 1972 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова.

Первые постановки Эйфман осуществил в 1970 году (балеты «Жизни навстречу» на музыку Д. Б. Кабалевского и «Икар» на музыку А. Чернова и В. Арзуманова), затем последовали «Блестящий дивертисмент» (1971) на музыку М. И. Глинки, «Фантазия» (1972) на музыку Антония Аренского, «Гаянэ» на музыку А. И. Хачатуряна (1972, дипломная работа), — на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде.