Эккехард IV Санкт-Галленский


Эккехард IV Санкт-Галленский (нем. Ekkehard, Ekkehart, лат. Ekkehardus, Ekkehartus; около 980 — не ранее 21 октября 1056[3] или 1057[4][5]) — средневековый хронист, церковный писатель и педагог, монах-бенедиктинец из Санкт-Галленского монастыря (Швейцария), автор «Истории Санкт-Галленского монастыря» (лат. Casus sancti Galli).

Происхождение точно неизвестно; из намёков, содержащихся в его трудах, можно лишь заключить, что родился он примерно за два десятилетия до 1000 года, возможно, в Эльзасе[6], поскольку его брат Имо, служивший настоятелем Мюнстерского аббатства в Григориентале[нем.], являлся тамошним уроженцем[7]. В ранней юности вступил в орден бенедиктинцев, приняв постриг в Санкт-Галленском монастыре, где учился у известного богослова Ноткера Губастого[3], возглавлявшего монастырскую школу при аббате Буркхарте II.

После 1022 года по приглашению архиепископа Арибо заведовал монастырской школой в Майнце, где переложил несколько латинских поэм, в том числе «Waltharius», принадлежащую перу санкт-галленского декана Экехарда I[англ.] (ум. 973). Прославившись своей учёностью, на Пасху 1030 года удостоен был встречи с императором Конрадом II в Ингельхайме[7]. Не позднее 1034 года, получив степень магистра[4], вернулся в Санкт-Галленское аббатство, и в течение многих лет возглавлял местную школу[8].

Получил известность как автор «Истории Санкт-Галленского монастыря» (лат. Casus sancti Galli), являющейся продолжением труда брата этой обители Ратперта начиная с 883 года[9] и написанной между 1047 и 1053 годами[10], при аббате Норперте (1034—1072)[4], вероятно, по его же заказу. В ней описываются события истории самого аббатства и в близлежащих землях до 972 года включительно[3]. По мнению современных исследователей, хроника Эккехарда представляет собой по большей части компиляцию, составленную из легенд и анекдотов о выдающихся насельниках Санкт-Галленской обители. Написанная на средневековой латыни, включая характерные идиоматические выражения, она содержит немало ошибок в исторических фактах[10]. Вместе с тем, ценность этой хроники велика, поскольку она даёт правдивое представление о быте средневековых монахов в целом, об их повседневных трудах и заслугах. Тенденциозность Эккехарда проявляется в его оценках церковно-преобразовательной деятельности императора Оттона I, аббата Райхенау Руодмана (972—985) и Гладбахского настоятеля Сандрада[нем.] (972—986)[10].

Хроника дошла до нас не менее чем в шести манускриптах XII—XVI веков из библиотеки Санкт-Галленского монастыря[11] и впервые была напечатана в 1606 году во Франкфурте швейцарским гуманистом Мельхиором Гольдастом. В 1641 году её переиздал в Париже королевский историограф Андре Дюшен, а в 1661 и 1730 годах во Франкфурте выпущены были переиздания публикации Гольдаста. Комментированное академическое издание было подготовлено в 1909 году в Санкт-Галлене Иоганном Эгле[11].