Энгельгардт, Михаил Александрович


Миха́ил Алекса́ндрович Энгельга́рдт (186120.07.[1]1915) — русский писатель, литературный критик, публицист, социолог. Сын А. Н. Энгельгардта, брат Н. А. Энгельгардта и отец Б. М. Энгельгардта.

Учился в Санкт-Петербургском университете. В 1881 году за участие революционном движении был арестован и в 1882 сослан в имение отца Батищево Смоленской губернии[2]. В годы ссылки состоял в переписке с Л. Н. Толстым. Знаменитое письмо Толстого «О насилии (о непротивлении злу злом)»[3] было адресовано М. А. Энгельгардту[4], но не было отправлено. В 1888 году М. А. Энгельгардту разрешено вернуться в Петербург, но до 1893 года он находился под негласным надзором[5].

Состоял постоянным сотрудником «Новостей» и других изданий, секретарём редакции «Хозяина». Отдельно изданы им биографии Кювье, Дарвина, Гумбольдта, Гарвея, Лайелля, Коперника, Пастера, Лавуазье, Пржевальского в «Биографической Библиотеке» Павленкова; «Письма о земледелии» (Санкт-Петербург, 1899); «Вечный мир и разоружение»; «Прогресс как эволюция жестокости» (Санкт-Петербург, 1899); «Леса и климат» (Санкт-Петербург, 1902), а также переводы из Дж. Локка, Р. Киплинга, О. Фореля, Ф. Т. Маринетти, Г. Флобера[5].

В книге «Прогресс как эволюция жестокости» Энгельгардт доказывает, что история человечества от каменного века до XV–XVI столетия нашей эры развивалась под влиянием грубой, зоологической борьбы за существование, выражавшейся в таких явлениях, как войны, рабство, деспотические общественные организации, и представляет собой эволюцию всех форм жестокости, обнаруживая нравственный регресс (с точки зрения современной морали). Кульминационным пунктом этого процесса является (приблизительно) XVI век, когда, по его мнению, происходит перелом и начинается движение в противоположном смысле, то есть в смысле осуществления справедливых отношений между людьми.

Энгельгардт уделяет большое внимание эволюции морали. Он указывает, что мораль включает в себя два элемента: интеллектуальный и эмоциональный. Первый из них — это сфера этических теорий, систем, вероучений, а второй, эмоциональный элемент является реальной силой, определяющей частные и групповые интересы и мотивирующей действия. И если в сфере моральных теорий наблюдается прогресс, то в эмоциональной сфере Энгельгардт наблюдает регресс, поскольку здесь «прогрессируют» насилие и жестокость[6].