Энциклопедия философских наук


«Энциклопе́дия филосо́фских нау́к» (нем. Encyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse, Энциклопедия философских наук в сжатом очерке, 1817) — третья после «Феноменологии духа» и «Науки логики» крупная работа Гегеля, излагает его систему абсолютного идеализма. Публикации этого произведения предшествовали преподавание «философской энциклопедии» в течение восьми лет старшеклассникам нюрнбергской гимназии, а затем чтение курса «энциклопедии философских наук» зимой 1816—1817 годов в Гейдельбергском университете[1]. Поводом к изданию данного «всеохватывающего обзора философии» явилось стремление автора дать руководство для слушателей его лекций[2].

При жизни Гегеля «Энциклопедия философских наук» издавалась трижды — в 1817, 1827 (дополненное издание, объём которого по отношению к первому изданию увеличился вдвое) и 1830 годах (третье издание отличалось глубокой разработкой философии духа)[2]. Впоследствии она выходила и под другим названием — «Система философии», которое также во многом соответствовало исходным намерениям автора, попытавшегося изложить в рамках одной работы все три части своего учения — логику, философию природы и философию духа[прим 1][3]:5.

Согласно Гегелю, основа всего существующего — абсолютная идея. Она осуществляет самопознание, и с этой целью объективирует себя, создавая природу и человека. Высшая ступень этого самопознания — абсолютное знание в форме философии[3]:16.

Абсолютная идея, реализуя себя в природе, предстаёт в виде телесных единичностей. Но в их основе лежат роды, всеобщее, то есть понятие. Природа создаётся для того, чтобы из неё возник человек, а с ним — человеческий дух. Человеческое познание, раскрывая идеальные сущности вещей, которые суть их роды, достигает ступени абсолютного знания, под которым Гегель подразумевает адекватное выражение абсолютной идеи посредством научных понятий, логических категорий[3]:20—21.

Рассматривая значение «Энциклопедии философских наук» в контексте философского учения Гегеля, К. Топп пишет, что для Гегеля философия имеет смысл только как наука, а подлинная философская наука появляется там, где знание поднимается на уровень разума и становится принципиально идентичным своему предмету[4].