Эон (философия)


Эо́н (др.-греч. Αἰών от др.-греч. αἰών — «вечность») — в гностической терминологии духовные существа — эманации Божества, «заполняющие пространство», разделяющее Бога и мир. Совокупность («сонм») эонов именуется Плеромой (от др.-греч. πλήρωμα — «наполнение, полнота, множество») — термином греческой философии, одним из центральных понятий гностицизма, обозначающим божественную полноту. Истекая из Божества, они властвуют над определённой мировой эпохой и мировым порядком[1].

По ряду признаков («посредническая» позиция между Богом и миром, иерархическая организация) гностические эоны сближаются с иудео-христианскими ангелами, однако не тождественны им. В ряде систем (в частности, у Валентина) иерархию эонов формируют пары («сизигии») мужских и женских эонов (Хаос — Идея, Разум — Истина и далее). Появление материального мира связывается (прежде всего в валентинизме) со своеобразным «грехопадением» последнего эона (Софии), нарушившей целостность плеромы и исторгнутой из неё.

Термин "эон" в значении век нередко используется как в Евангелиях, так и в Посланиях апостолов. Эон становится местом проявления Бога (Мф. 6:13). "Эон сей" (νῦν αἰῶνι) противопоставляется веку будущему (Мф. 12:32), причем упоминается и "кончина" (συντέλεια) эона сего (Мф. 13:39). Эон может иметь и "сынов" (Мф. 20:34)[источник не указан 92 дня].

Наиболее разработанную систему эонов предложил Валентин (II век). Совокупность эонов (άιώνες) образуют абсолютное бытие Плерому (греч. πλήρομα).

Эти четыре пары (сизигии): Глубина и Молчание, Ум и Истина, Смысл и Жизнь, Человек и Церковь, составляют совершенную восьмёрку (огдоаду), которая, не из недостатка или потребности, а по избытку внутреннего довольства и для нового прославления Первоотца, производит еще 22 эона:

Пара Смысл и Жизнь, породив пару Человек-Церковь, производит еще 10 эонов (Ireneus, Contra Haer. I.2.):