Эпиграфика в Китае


Эпиграфика в Китае — традиционное направление исторических исследований в Китае и других странах Восточной Азии.

Классическим свидетельством уважительного отношения к письменным памятникам является высказывание из трактата Мо-цзы: «Мы не были их современниками, которые слышали их голоса и видели их лица. Но по надписям на бамбуке и шелке, по гравировкам на бронзе и камне, по отливкам на ритуальных сосудах, оставленных потомкам — знаем их» (吾非與之並世同時,親聞其聲,見其色也。以其所書於竹帛,鏤於金石,琢於槃盂,傳遺後世子孫者知之). Цитата перечисляет основные категории эпиграфических источников, известные в классическую эпоху. В списке, естественно, отсутствует упоминание цзягувэнь (гадательные надписи на костях и панцирях черепах, ставшие объектом изучения только в 20 в.).

Понимание особенностей эпиграфических носителей необходимо при изучении эволюции китайской письменности.

До приобретения черт научной дисциплины изучение эпиграфических источников включало в себя эстетический и ритуальный компоненты, сказавшиеся на развитии китайской каллиграфической и антикварной традиций. Так, обнаружение древних бронзовых сосудов фиксируется в ранних династийных историях в разделе «О знамениях» 符瑞志. Обретение каменных барабанов Цинь (см. ниже) было воспето в стихах Ду Фу и Хань Юем.

Парная категория, в Китае обозначавшая наиболее распространённый канцелярский формат до распространения бумаги. См. надписи на бамбуковых и деревянных пластинках и zh:帛书. Важные открытия носителей этого типа были совершены в 20 в. Свеном Гединым, а также западными исследователями Дуньхуана.

Значение материалов этой и следующей категорий в исследовании наиболее ранних китайских оккультных практик Дональд Харпер сравнил с греческими «магическими папирусами» (en:Greek Magical Papyri).