Эреб


Эре́б (др.-греч. Ἔρεβος, «мрак, тьма»; → лат. Erebus) — в древнегреческой мифологии[2] олицетворение вечного мрака.

Упомянут в «Илиаде» (IX 572), «Юлие Цезаре» Шекспира, в «Одиссее» (X 527) и в «Космогонии» Алкмана[3].

«Ἔρεβος» как термин, обозначающий подземное царство мрака, упоминается у Платона в «Тимее». Присутствующее в Палатинской Антологии слово ἔρεβος переводится как «мрак» или «тьма». Аттический вариант написания — Ἐρέβους, ионический — Ἐρέβευς, эпический — Ἐρέβεσφιν.

Слово ἔρεβος, в свою очередь, скорее всего произошло из праиндоевропейского языка (корень er (er-t-, er-u̯-) — «земля», либо er- (erǝ-) — «рыхлый, проваливающийся, разделять», либо er- (or-, r-) — в значении «приводить в движение, возбуждать, взволновать, нарастать», ē̆reb(h)-, ō̆rob(h)- — «тёмный (возможно тёмно-красный) цвет).» От приведённых корней, например, греческие ἔρᾱ — «земля», ἐρη̃μος — пустой, ἔρνος — широкий поток, ὀρφνός — тёмный, мрачный[4][5].

Согласно Гигину, от Нюкты и Эреба родились Морос (Погибель), Герас (Старость), Танатос (Смерть), Гипнос (Сон), Онир (Сновидения), Эрот (Любовь), Порфирион, Эрида (Раздор), Немезида (Возмездие), Азид (Бедствие), Стикс, три Мойры (Клото, Лахесис, Атропос), Геспериды (Эгла, Гесперия, Эрика), а также Кончина, Воздержанность, Дружба, Милосердие, Разнузданность Эпифрон, Евфросина[7].

По другим авторам, от него Нюкта также родила Керу (Насильственную смерть; иногда под именем Кер выступает несколько богинь), Мома (бога злословия), а также Харона, перевозчика умерших в подземное царство бога Аида[источник не указан 1881 день].