Эрмитажный мост


Эрмита́жный мост — автодорожный железобетонный арочный мост через Зимнюю канавку, соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова в Центральном районе Санкт-Петербурга. Это старейший каменный мост Санкт-Петербурга. Вид на Эрмитажный мост со стороны Миллионной улицы — один из узнаваемых символов города[1]. Объект культурного наследия России федерального значения.

Расположен по линии Дворцовой набережной между зданиями Эрмитажного театра (дом № 32) и Большого (Старого) Эрмитажа (дом № 34) у истока Зимней Канавки. Ниже по течению находится 1-й Зимний мост. Ближайшие станции метрополитена — «Адмиралтейская» (1,0 км), «Невский проспект» (1,2 км), «Гостиный двор» (1,2 км).

20 апреля 1738 года мост получил название Верхний Набережный[2]. Однако это название фактически не употреблялось. В середине XVIII века возникло название Зимнедворцовый мост по Зимнему дворцу, а с конца XVIII века мост стал Дворцовым. С 1829 года за ним закрепилось современное название – Эрмитажный[3], по зданиям Малого Эрмитажа и Старого Эрмитажа[4].

Первый деревянный подъёмный мост на этом месте был построен в 1718—1720 годах, сразу после прорытия канала у Зимнего дворца Петра I[5]. Проект моста составил Харман ван Болес[6]. Мост был балочным трёхпролётным на свайных опорах. Средний разводной пролёт, состоящий из двух полотен, раскрывался в разные стороны вокруг горизонтальных осей[7]. На протяжении почти полувека мост периодически перестраивался. Постоянный каменный мост был построен в 17631766 годах, одновременно с возведением гранитных набережных Невы, став первым каменным мостом в городе[8][9]. Мост имел однопролётное строение в виде свода из кирпича и известняка с прокладными рядами и фасадными арками из гранита. Береговые опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой, ограждение — сплошные гранитные парапеты.

В таком виде (с рядом последующих ремонтов) мост сохранился до 1933 года. При техническом обследовании моста, проведенном в 1933 году, выяснилось, что кладка тела свода пришла в полное расстройство: швы местами разошлись, часть камней выпала, внутренняя поверхность свода разрушена морозом на глубину до 10 см[10]. В 1934 году кирпично-плиточный свод моста был заменён на железобетонный (монолитный бесшарнирный) с выносными пятами и внутренним очертанием по эллипсу с уширением на 1,44 м. Устои переложили, забив новые сваи, уклоны съездов были значительно смягчены за счёт снижения проезжей части над замком на 50 см[10]. При этом внешний облик моста был сохранён. Проект переустройства Эрмитажного моста был составлен инженером А. Д. Саперштейн и архитектором К. М. Дмитриевым[8][11]. Около 1950 года в ходе реконструкции был восстановлен архитектурный декор пандусов[12].