Эрмитаж (павильон)


Эрмита́ж (фр. hermitage[1], от многозначного греч. ἐρημία, ἥ[2]) — место уединения (небольшая полянка в парке, уединённое местечко в роще), уединённый павильон в парках или садах[3][4]. Подобные сооружения были широко распространены в XVIII—XIX веках. Первоначально они служили местом для религиозных и философских размышлений владельца усадьбы. С течением времени, особенно в России, эрмитажи превратились в павильоны с сугубо развлекательными функциями. При этом в России превалировал гастрономический элемент функционала подобного павильона. Второй этаж его представлял собой обеденный зал, а первый этаж — кухню[5].

Детальному анализу павильон (его историю возникновения и особенности устройства, функциональное назначение и восприятие современниками) подвергли Д. C. Лихачёв в книге «Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст» и М. Н. Соколов в книге «Принцип рая. Главы об иконологии Сада, парка и прекрасного вида». Отдельные постройки проанализировали в своих статьях и главах монографий А. Корндорф, Г. Ламарш-Вадель, Е. П. Щукина[6][7], А. Гейрот[8], В. Знаменов и В. Тенихина[9], Л. В. Емина[10].

Доктор наук, историк искусства Михаил Соколов в книге «Принцип рая. Главы об иконологии парка, Сада и прекрасного вида» возводит эрмитажи Нового времени к двум основным источникам: А) к садам и постройкам отшельников и монастырей; Б) к так называемым «тайным садам» (итал. «giardini secreti»)[11].

Сады и постройки отшельников и монастырей носили скромный характер. Главным их украшением обычно был отделанный камнем «райский» источник, часто прикрытый ажурным павильоном (так называемым фиалом). Небольшой сад становился продолжением каждой отдельной кельи и окружал её. Это наиболее характерно для монастырей картезианцев (или картузианцев), орден которых был основан в XI веке и отличался чрезвычайной строгостью устава. Келья картезианца — двухэтажное помещение, на первом этаже находятся маленькая галерея для прогулок, мастерская со столярными принадлежностями. На втором — находятся две комнатки, меньшая, украшенная статуей Пресвятой Девы, называется «Аве Мария», здесь монах читает молитву «Аве Мария», а вторая комната предназначена для других молитв, а также для благочестивых занятий и размышлений, в ней картезианец также ест и спит. Такая келья располагается на лоне природы. В «Аллегории камальдолийского ордена» испанского художника Эль Греко (1597) малые садики такого рода покрывают вселенского вида пейзаж[12]. Иллюстрация манускрипта «Сада наслаждений» Геррады Ландсбергской изображает лестницу, представлено несколько падающих с этой лестницы фигур, среди них — фигурка отшельника, который согрешил (как явствует из пояснительной надписи на миниатюре), «заботясь о своём саде и слишком сосредоточившись на своих растениях»[13]