Эсхин из Сфетта


Эсхин из Сфетта или Эсхин Сократик (др.-греч. Αἰσχίνης; между 430 и 420 годами до н. э. — после 356 года до н. э.) — древнегреческий философ. В научной литературе его часто называют Эсхином Сократиком, чтобы отличить от знаменитого тёзки-оратора. Был одним из наиболее преданных учеников Сократа. Сохранился фрагмент речи оратора Лисия, где обвинитель подчёркивает несоответствие слов Эсхина, который постоянно говорит «много пышных речей о справедливости и добродетели», его постыдным делам. В позднеантичной традиции Эсхина изображали бедствующим философом, вынужденным зарабатывать на хлеб сочинением судебных речей, платными уроками, получать подарки от тирана Сиракуз Дионисия Младшего.

Эсхин является одним из основоположников жанра сократического диалога. Сочинения Эсхина оказали влияние на творчество Платона. До наших дней дошли лишь фрагменты из его сочинений, на основании которых учёными произведена реконструкция сюжета нескольких диалогов. Эсхин первым из философов описал влияние любви на процессы воспитания и образования.

Эсхин родился между 430 и 420 годами до н. э. в семье Лисания или колбасника Харина из аттического дема Сфетт[англ.][2][3][4]. В молодости стал одним из самых преданных учеников Сократа. Луций Анней Сенека и Диоген Лаэртский в разных вариациях передают рассказ о том, как ученики Сократа соревновались в том, кто из них преподнесёт лучший подарок учителю. Эсхин сказал: «Я беден, ничего другого у меня нет, так возьми же меня самого», на что Сократ воскликнул: «Разве ты не понимаешь, что нет подарка дороже?!»[5][6]. Эсхин, среди других учеников, был на суде над Сократом[2] и находился рядом с учителем во время казни[7]. По версии Диогена Лаэртского, был готов подкупить стражу, чтобы освободить учителя[3]. Приведенный Платоном список присутствующих около Сократа в последний день его жизни, в который входит и Эсхин, имеет большое значение для истории философии. Перечисленные в нём люди составляют т. н. «круг Сократа» — тех, кого в специальной литературе называют «сократиками»[8][9][10].

После смерти Сократа его ученики какое-то время заботились о семье учителя. В одном из сократических писем, позднеантичном источнике II—III века, Эсхин сообщает вдове Сократа Ксантиппе, что друзья философа шлют из Мегар еду и деньги. Он приглашал её в Мегару, а также подчёркивал, что поддержка семьи Сократа — исключительная привилегия друзей казнённого философа[11].