Этика заботы


Этика заботы (англ. ethics of care, care ethics или EoC) — это нормативная этическая теория, которая утверждает, что понимание моральных поступков должно концентрироваться на межличностных отношениях. Основными добродетелями в этой теории считаются забота и милосердие. Этика заботы — одна из нормативных этических теорий, которые разрабатывались феминистками и защитниками окружающей среды начиная с 1980-х годов.[1]

Её основное отличие от других подходов заключается в том, что этика заботы концентрируется на индивидуальных особенностях и потребностях, а не на стандартах морального поведения или идее справедливости.

Основные утверждения этой теории: люди имеют различные степени зависимости и взаимозависимости влияющие на их поступки; люди, затронутые последствиями чьего-то морального выбора, заслуживают внимания пропорционально их уязвимости; специфика каждой конкретной ситуации определяет то, как на неё стоит реагировать, в том числе как защищать и поддерживать интересы вовлеченных индивидов.[2]

Основателем этики заботы считается американка Кэрол Гиллиган, психолог и специалистка по этике. Гиллиган развивала эту теорию как критическую альтернативу модели её наставника Лоуренса Кольберга. Кольберг предложил систему описания морального развития по шести стадиям. Гиллиан заметила, что в эмпирических исследованиях, основанных на его модели, получалось, что мальчики в среднем более морально зрелы, чем девочки, и это различие сохранялось и во взрослом возрасте.[3] Гиллин раскритиковала модель Кольберга как не объективную, а скорее представляющую собой маскулинный взгляд на мораль, который ориентирован на следование абстрактному пониманию обязанностей или идее справедливости.

В книге «Другим голосом», опубликованной в 1982 году, Гиллиан утверждает, что мужчины и женщины склонны иметь разные взгляды на то, что они считают моралью. По теории Гиллиан, женщины обычно придают больше значения эмпатии и состраданию, а не действиям по моральным принципам (на идентификацию которых и была направлена шкала Кольберга).[4]

Гиллиан переосмысляет идею морального развития по стадиям, которую предложил Кольберг. Она обращает внимание на то, что с млаленчества мальчики и девочки получают разный опыт социализации. В центре развития людей с мужской социализацией оказываются ценности автономии, индивидуального роста и развития, стремления к вершине иерархических социальных отношений, определения и защиты своих границ. Эти ценности и находят выражение в Кантианской этике, понятии справедливости, нравственности и универсального этического стандарта. Для людей с женской социализацией не так важна идея иерархии как установление отношений между собой и другими людьми. Моральной ценностью оказываются качества, которые позволяет лучше устанавливать и поддерживать межличностные отношения и действовать на благо другого.[4][5]