Этногенетический миф


Этногенетический миф — этнокультурное явление[1], миф о происхождении этнической группы (этногенезе)[2].

Этнолог В. А. Тишков даёт следующее определение этноса: «группа людей, члены которой имеют общие название и элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем проис­хождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой терри­торией и обладают чувством солидарности»[3].

Этногенетические мифы включают комплекс представлений: миф об автохтонности, идея необычайной древности этнической культуры и языка, особенно на занимаемой в настоящее время территории; миф о прародине, проекция современных этнополитических границ как можно дальше в прошлое; миф о лингвистической преемственности, идентификация этнической группы с конкретным языком; миф об «этнической семье», идея, что территория «своего» этноса является местом формирования также родственных или «дочерних» этнических групп, отселившихся затем на другие земли; миф о славных предках, идентификация этнических предков с «прославленным» народом, известным из древних письменных или фольклорных источников; миф о культуртрегерстве, претензия на исторический приоритет в области культурных, включая письменность, или политических, включая государственность, достижений предков в сравнении с предками соседних народов; миф об этнической однородности, преувеличение этнической консолидации в прошлом, игнорирование множественности компонентов формирующейся общности; миф о враге, создание образа иноземного «врага», в борьбе с которым укрепляется единство этноса; миф об этническом единстве, в рамках которого для создания единства государства или усиления силы народа к «своей» общности причисляются иные этнические группы[2].

Этногенетический миф может рассматриваться в качестве варианта мифологизированной истории. Однако в отличие от последней, он создавался народом в период, когда научные знания о природе и человеке ещё отсутствовали, служил для объяснения происхождения «своего» этноса и соседних народов, получения территории и взаимоотношения с другими народами. Мифологизированная история создаётся конкретным человеком или группой интеллектуалов; служит для объяснения тех же процессов и явлений; не опирается на научные данные, а, напротив, опровергает их, для чего нередко применяет теорию заговора[4].