Этнократия


Этнокра́тия (от др.-греч. ἔθνος — народ и κράτος — власть) — преобладающее влияние, главенство коллективных прав и интересов этноса над индивидуальными правами и интересами личности; власть этнической группировки над другими этносами[1]. Доминирующая этническая группировка связана с этносом (нацией), обычно титульным, исторически проживающим на данной территории и давшим ей название или наиболее влиятельным этносом (нацией) в многонациональном государстве[2]. За счёт власти этнической группировки связанный с ней этнос ставится в привилегированное положение перед другими нациями, народностями и национальностями в ущерб представителям последних[3]. Противопоставляется демократии, правлению народа в целом[4].

Идеологические конструкты этнократизма основаны на всеобъемлющем суверенитете конкретного этноса, на идее, что только он является источником верховной власти в полиэтничном государстве[3].

Этнократия представляет собой власть не этноса в прямом смысле, а этнической группы, захватившей власть в стране. Этнократия включает политическую, правовую, экономическую и организационную власть, создаёт морально-нравственную атмосфера, негативно влияющую на возможность согласованного и сбалансированного сосуществования разных этносов. Суть этнократии проявляется в игнорировании прав других национальных, этнических групп при решении принципиальных вопросов общественной жизни, когда одностороннее реализуется представительство интересов господствующего этноса, а не интересы человека, социальных групп вне зависимости от его этнического происхождения, религиозной и классовой принадлежности. Этнократия часто становится продуктом и инструментом политики и практики политического экстремизма, что проявилось, в частности, в условиях распавшейся Югославии и в некоторых постсоветских государствах[3].

Первоначально сформировалась имперская этнократия, которая часто предшествовала и порождала национальную этнократию. Границу между этнократией и демократией бывает размытой. Этнократия включает как более мягкую «этническую демократию  (англ.)», так и более жёсткий «апартеид».[4]. Политолог Кас Мудде определяет этнократию как «демократию, в которой гражданство основано на этнической принадлежности», связывая её, таким образом, с этноцентризмом[5].

К числу этнократий относятся такие страны, как Южно-Африканская Республика в эпоху апартеида[6], Бельгия[7], Сербия[3], Уганда[8] и др.

Этнократия имеет ряд сущностных черт. Гипертрофируется этнический интерес, ставится на первое место в числе других ценностей, игнорируя принципиально новую ориентацию, которая сложилась со времени капиталистических революций — приоритет интересов личности. Сознательно формируется и поддерживается противостояние интересов нации и интересов личности, со стремлением к усилению имеющихся противоречий, героизацией этнического противостояния вплоть до попыток его обожествления.