Эу (паровоз)


Эу (усиленный) — советский паровоз типа 0-5-0, выпускавшийся с 1926 по 1931 год. От базовой серии Э отличается применением более развитого (усиленного) пароперегревателя, что позволило поднять мощность локомотива на 15 %.

Имея не самую удачную конструкцию, паровозы Эу тем не менее получили широкое распространение на железных дорогах Советского Союза и оставили заметный след в истории страны, начиная от истоков «Стахановского движения», пройдя Вторую мировую и заканчивая «Космической гонкой». По разным оценкам, всего было выпущено свыше двух тысяч локомотивов данной серии.

В 1922 году Высший технический проект НКПС, главой которого был Н. Л. Щукин, в ходе рассмотрения вопроса о новых типах локомотивах принял решение, согласно которому важнейшей задачей на ближайшие годы было создание пассажирского паровоза типа 2-4-0 серии М, при этом «нового типа товарных паровозов не разрабатывать и продолжать заказывать паровозы 0-5-0 серии Э». Последнее во многом было обусловлено тем, что в РСФСР заводы на тот момент были не готовы начать выпуск паровозов новых конструкций. В то же время, специалисты отмечали, что паровоз Э, мощность которого составляла 1020 л. с., уже устарел и требуется его замена более мощным[2].

К началу 1920-х у российских учёных-теплотехников был накоплен опыт применения пароперегревателей на паровозах различных типов; также свои научные труды по тепловым процессам выпустил и учёный С. П. Сыромятников[3]. На основе всего перечисленного был сделан вывод, что температуры перегретого газа 300 °C недостаточно, поэтому требуется замена пароперегревателя более мощным. В 1923 году Щукин дал указания по усовершенствованию серии Э — увеличить площадь пароперегревателя и добавить подогреватель воды[2].

Проект переделки разрабатывался на заводе «Красный Профинтерн» (Брянск). Для установки более мощного пароперегревателя число жаровых труб увеличили с 25 до 32 (на треть) при одновременном сокращении числа дымогарных с 188 до 157; диаметры (125/133 и 446/51 мм соответственно) и длина труб (4660 мм) при этом остались без изменений. Также изменили и саму конструкцию пароперегревателя: 4-трубный двухоборотный системы Шмидта, у которого каждый элемент представлял собой одну трубку диаметром 27/33 мм, делающую внутри жаровой трубы две петли, был заменён на 6-трубный однооборотный системы Чусова, у которого каждый элемент состоял из трёх тонких трубок диаметром 18/24 мм, делающих внутри жаровой одну петлю; на тот момент пароперегреватель Чусова считался более эффективным. Площадь нагрева пароперегревателя возросла с 50,9 до 66,0 м², тогда как испаряющая поверхность нагрева котла снизилась с 207,0 до 195,2 м²; остальные размеры котла остались без изменений, как и размеры паровой машины и экипажной части. Согласно проекту, новый локомотив должен был способен на уклоне 9 ‰ вести поезд массой 1180 тонн со скоростью 10 км/ч[2][4][5].